Найти тему

Успешное раскрытие ЧП в Краснодаре в 80-е

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Это случилось в локомотивном депо станции Краснодар-1

В ночное время возникли пожары в четырех тепловозах.

Оперативно-следственная группа УКГБ совместно с работниками линейного отдела милиции и специалистами пожарного дела приняла участие в осмотре очагов пожара и окружающей местности.

В ходе осмотра изымались обгоревшие предметы, брались пробы пепла и других продуктов горения. Опрашивались очевидцы пожара и лица, принимавшие участие в его тушении.

У очага возгорания в одном из тепловозов была обнаружена обгоревшая пакля, использовавшаяся, по мнению специалиста, в качестве средства поджога. Это дало возможность сделать обоснованный вывод о том, что чрезвычайное происшествие явилось результатом умышленных преступных действий неизвестного лица. Вывод о поджоге косвенно подтверждался также наличием нескольких очагов пожара, возникших в разных местах приблизительно в одно и то же время.

Линейный отдел милиции возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 86 УК РСФСР (повреждение путей сообщения и транспортных средств).

Наряду с версией об умышленном повреждении подвижного состава из хулиганства или мести администрации депо проверялась также версия о совершении преступления из враждебных побуждений (диверсия), что предрешило участие следователя УКГБ в расследовании этого дела.

Усилия оперативного состава УКГБ направлялись на проверку лиц, заподозренных в причастности к происшествию. Тщательно анализировались действующие и архивные разработки с окраской «диверсия», материалы на лиц, совершавших поджоги, изучались данные милиции и прокуратуры о фактах умышленного повреждения путей сообщения и транспортных средств на железнодорожной станции Краснодар-1 и в локомотивном депо.

За короткое время было допрошено более 100 свидетелей из числа очевидцев, лиц, занимавшихся обслуживанием тепловозов и участвовавших в тушении пожара. Это позволило выяснить существенные обстоятельства, связанные с возникновением и развитием пожара, а также уточнить обстановку, непосредственно предшествовавшую чрезвычайному происшествию.

В ходе допросов выяснялось, когда, где и откуда свидетели увидели пламя и дым, кто первым их обнаружил, какова последовательность загорания тепловозов. Был установлен круг лиц, находившихся в депо и непосредственно в районе стоянки локомотивов перед началом пожара, уточнялось, чем занимался каждый из них в это время, выяснялось, не появлялись ли в депо или поблизости от него подозрительные лица накануне происшествия.

Проделанная работа позволила сузить круг проверяемых до 30 человек, в основном рабочих ночной смены, находившихся в депо в момент ЧП.

Впоследствии число проверяемых сократилось до пяти человек. Это — слесари цеха внепланового ремонта тепловозов, в показаниях которых имелись существенные противоречия о местонахождении каждого перед возникновением пожаров.

Для целенаправленных действий завели дело оперативной проверки «Поджигатели» с окраской «диверсия» и подготовили план

оперативных и следственных мероприятий. На изучение объектов дела по месту их работы и жительства направили агентов и доверенных, занявшихся сбором подробных характеризующих сведений о заподозренных лицах, выявлением преступных связей, данных о политических взглядах, настроениях, образе жизни и состоянии психики. Осуществлялась проверка по местам их прежнего местожительства и службы в армии для получения материалов о возможном нахождении объектов в поле зрения органов КГБ и МВД.

В бригаду, в которой работали изучаемые Геппа, Дмитриенко, Кутинов, Маймула и Фесун, был включен агент «Карпов». От него поступило сообщение о том, что эта группа ведет себя крайне настороженно, избегает разговоров о пожарах как между собой, так и с другими лицами.

Свидетель Баховский утверждал, что видел Геппу на одном из тепловозов незадолго до того, как на нем возник пожар. Геппа отрицал этот факт, но позже признал его, объясняя свое появление на тепловозе тем, что искал электролампочку для «переноски» (прежнюю по неосторожности он разбил). Дмитриенко и Кутинов, с которыми Геппа работал в ту смену на одном из тепловозов, отрицали факт выхода из строя «переноски», однако ничего не могли пояснить в отношении местопребывания Геппы в интересующее следствие время. Обращало на себя внимание и то обстоятельство, что по характеру порученной им в этот раз работы Дмитриенко и Кутинов не могли обойтись без помощи Геппы, однако они утверждали, что выполняли работу вдвоем.

Анализ полученных материалов позволил сделать вывод о том, что Геппа, Дмитриенко и Кутинов неискренни, пытаются скрыть обстоятельства, относящиеся к месту их пребывания накануне и во время пожаров. С учетом этого по месту жительства Геппы применили оперативную технику. В результате получили данные о том, что непосредственно перед пожаром Геппа совместно с Дмитриенко, Кутиновым, Фесуном и Маймулой распивал спиртные напитки в одном из загоревшихся позднее тепловозов, а затем спал в кабине. Эти обстоятельства указанные лица договорились скрыть от следствия.

Благодаря установлению психологического контакта с Генппой следствию удалось процессуально закрепить имевшее существенное значение для уголовного дела обстоятельство, связанное с выпивкой в ночь пожара, а также выявить прежние случаи хищения материальных ценностей в депо, участие в которых принимали Дмитриенко, Кутинов и Маймула. По месту жительства последнего произвели обыск, в результате чего обнаружили и изъяли: электродвигатели, электровентиляторы, переговорные устройства и запасные части к ним, светоотражательные стекла и другое оборудование тепловозов. Это свидетельствовало о его участии в кражах. Маймулу задержали.

Допрошенный в качестве подозреваемого Маймула дал подробные показания о своей преступной деятельности, сообщил, что кроме него хищением материальных ценностей в депо занимались Дмитриенко, Кутинов и Фесун, подтвердил факт коллективной пьянки в ночь перед пожарами. Однако полностью отрицал свое участие в поджогах тепловозов. В процессе внутрикамерной разработки были получены данные о том, что он подозревает в совершении преступления Дмитриенко, поскольку тот ранее учинил поджог из хулиганских побуждений, а в ночь происшествия видел Дмитриенко спускавшимся с тепловоза, который через несколько минут загорелся.

На основании полученных материалов о причастности Дмитриенко и Кутинова к хищению государственного имущества они были задержаны.

Собранные доказательства свидетельствовали о том, что Дмитриенко и Кутинов совершили поджоги тепловозов. Умелое использование данных следствия, тактически правильные допросы подозреваемых позволили получить от них показания о совершенных ими поджогах тепловозов, о мотивах и целях этого преступления. Они рассказали, что подожгли тепловозы, будучи в состоянии алкогольного опьянения, рассчитывая на вознаграждение за тушение пожаров.

Это подтвердилось показаниями свидетелей, результатами следственного эксперимента, заключениями экспертов.

В процессе расследования дела признаков особо опасного государственного преступления выявлено не было. Дмитриенко и Кутинову предъявили обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 89, ч. 2 ст. 96 и ст. 86 УК РСФСР.

В целях проведения общепрофилактических мероприятий по согласованию с партийными органами уголовное дело рассмотрено выездной сессией краевого суда по месту работы подсудимых. Доказательства, собранные в ходе предварительного следствия, нашли свое полное подтверждение. Дмитриенко и Кутинов приговорены к длительным срокам лишения свободы. В отношении других лиц применены меры административной и не связанной с лишением свободы уголовно-правовой ответственности.

С использованием материалов предварительного следствия и судебного разбирательства проведено совещание партийно-хозяйственного актива Краснодарского отделения железной дороги и опубликована статья в краевой газете «Советская Кубань».

Подписывайтесь на канал что бы узнать больше!!!

В статье использовался материал взятый из "СБОРНИКА СТАТЕЙ ОБ АГЕНТУРНО-ОПЕРАТИВНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР." 1984г.