Найти в Дзене
Bikini Gun. Записки режиссера

Как поступить на актера и не слететь уже на собеседовании. Делюсь личным опытом

В питерскую театральную академию я поступал в 2003 году. Одновременно мне предстояла сдача диплома в предыдущем институте. Это было без преувеличения экстремально. Я мотался между двумя городами, с поезда заскакивая то в зал для поступления, то в кабинет, где защищал выпускной проект.

Поступление на актера состоит из следующих этапов: собеседование, первый тур, второй тур, третий тур, коллоквиум, экзамены по русскому языку и литературе. Самое сложное, конечно же, первые четыре пункта. Очень много людей срезаются на этапе собеседования.

Кадр из фильма ""Карнавал. Режиссер Т. Лиознова, киностудия им. Горького (Из открытых источников)
Кадр из фильма ""Карнавал. Режиссер Т. Лиознова, киностудия им. Горького (Из открытых источников)

Вам нужно подготовить басню, прозу и стихотворение. Самое необычное в этом списке - басня. Почему басня? На кой она вообще сдалась? В школе ей уделяется не так уж много времени. Из авторов кроме дедушки Крылова, пожалуй, и не вспомнишь никого.

На самом деле басня - жанр уникальный и особенно подходящий для выявление у абитуриента ключевых актерских навыков. В ней всегда есть конфликт, несколько персонажей и, что немаловажно, мораль. В общем, мы имеем лаконичное, предельно короткое драматургическое произведение. Поступающему предстоит создать разные образы, вжиться в роли. Сразу станет ясно, насколько абитуриент хорошо чувствует драматургическое действие. Мораль басни - это актерская сверхзадача. Ее нужно донести до зрителя. Как видите, в чтении одного произведения необходимо проявить несколько способностей. Лично я считаю басню самым сложным элементом в рамках поступления.

Мое исполнение басни на собеседовании было очень посредственным. Я взял "пирожок с первой полки": "Волка и ягненка". Боюсь даже представить, как задолбали этой басней членов приемной комиссии. Разумеется, все играют по первому плану, то есть на словах волка включают агрессию, а в роли ягненка начинают что-то жалобно мямлить. Я тут не был исключением. Меня остановили сразу же, когда я с напором выдал: "Как смеешь ты своим нечистым рылом..."

Да, будьте готовы к тому, что вас могут остановить уже после первого предложения.

Если бы я сейчас самому себе давал советы по этой басне, то предложил бы "наезд" волка на ягненка сделать максимально сдержанным. То есть играть надо не агрессию, а высокий уровень авторитета, которому безоговорочно подчиняются. Это и не стандартно, да и задача становится интереснее.

При выборе басни многие руководствуются ее длиной, лишь бы была покороче. Мой вам совет: берите подлиннее. Даже если облажаетесь, то, как минимум, вызовете уважение тем, что взялись за большой текст.

Переходим к прозе. Члены приемной комиссии запрещают брать отрывки из драматургических произведений. Это не случайно сделано, поскольку любая попытка начинающих прочитать что-то из пьес Шекспира или Чехова обречена на провал. Это выглядит так же жалко, как если бы мы наблюдали первоклассника, который пытается извлечь дискриминант, зная только таблицу умножения.

На период поступления я особенно увлекался произведениями Горького и взял его рассказ "Проходимец". Приемной комиссии мое чтение прозы понравилось. Здесь залог успеха в том, насколько текст вы можете примерить к своей личности. Если содержание вас лично цепляет, работать будет легче. Ну и еще должен предупредить, не берите современных авторов, только русскую классику. Да, и если кто не знает, читать нужно не по бумажке. Мало ли кто не в курсе. С уровнем современного образования стоит предупреждать и об этом.

В плане стихотворений, пожалуй, самое заезженное "Послушайте" Владимира Маяковского. От строк "если звезды зажигают..." у многих мастеров уже, наверное, глаз дергается. Пожалейте членов приемной комиссии, не берите это стихотворение.

На своем собеседовании я читал "Вечер" Бунина. Опять же мне оно было близко, понятно, я хорошо чувствовал это стихотворение. Последнее возможно лишь при хорошей начитанности, чем современная абитура похвастаться уж точно не может. О том насколько это важно читайте здесь.

При своем поступлении я не учитывал личность самого мастера, к которому поступал. Мало вообще кто этим заморачивается, а зря. В следующей статье остановлюсь на этой теме подробнее.

Другие статьи из серии "Как поступить на актера":

Почему КВН-щики не способны стать профессиональными актерами?

Насколько сложна работа актера. Часть 9

"Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Как проходит поступление на актера. Часть 8

Тем, кто не читает, в актерах делать нечего. Как поступить на актера. Часть 7

Главное качество хорошего актера и как оно становится причиной конфликтов в театре. Часть 6

Сколько зарабатывают актеры. Часть 5

Куда поступить на актера. Выбор ВУЗа. Часть 4

Куда поступать на актера: Питер или Москва. Часть 3

Куда поступать на актера. Часть 2

Как поступить на актера. Часть 1