Движение автомобиля "накатом" - это движение под уклон или по ровному участку дороги с включенной передачей и отпущенной педалью газа. Часто такой режим используют для торможения двигателем, без нажатия на педаль тормоза.
Двигатель при этом не потребляет бензина, а его коленчатый вал вращается только за счет передачи крутящего момента от колес через привода, коробку передач, включенное сцепление на маховик. Поршни в цилиндрах ходят вхолостую. Мотор из производителя энергии становится потребителем. Этот, немного "странный" режим работы двигателя называется принудительным холостым ходом (ПХХ).
Для водителя плюс такого движения "накатом" - экономия топлива, для борцов за экологию - сокращение вредного выброса в атмосферу.
Зачастую двигатель ни как не хочет работать в режиме ПХХ при движении накатом и сбросе газа, и глохнет, либо в его работе случается провал. Вот несколько причин неисправности "почему карбюраторный двигатель глохнет при движении накатом".
Почему карбюраторный двигатель автомобиля глохнет при движении "накатом"?
Неисправна система ЭПХХ карбюратора Солекс
Для контроля над принудительным холостым ходом двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, в карбюратор Солекс встроена целая система - экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). Она двигает иглу электромагнитного клапана (ЭМК) взад-вперед. тем самым перекрывая или, наоборот, открывая топливный жиклер СХХ.
ЭПХХ Солекс отключает подачу топлива в двигатель через СХХ карбюратора в тот момент, когда дроссельные заслонки закрываются, а обороты коленчатого вала при этом выше 2100 об/мин. (как раз в ту секунду, когда водитель отпустил педаль газа и решил ехать с включенной передачей на определенной скорости - двигаться накатом).
При падении оборотов до 1900 об/мин ЭПХХ возобновляет подачу топлива через СХХ карбюратора, чтобы не дать двигателю заглохнуть.
Если ЭПХХ не работает или работает с перебоями, двигатель будет глохнуть при сбросе газа так как в одном случае не отключится подача топлива на режиме ПХХ и свечи зальет, а в другом не возобновиться подача топлива через СХХ, при снижении оборотов, и ему попросту неначем будет работать.
Неисправна система холостого хода карбюратора Солекс
Даже если система ЭПХХ исправна и работает как положено, при неисправной системе холостого хода (СХХ) двигатель все равно будет глохнуть при движении "накатом". Все потому, как уже сказано ранее, снижение оборотов ниже 1900 об/мин, при закрытых дроссельных заслонках, вызовет отключение ЭПХХ и подачу топлива через СХХ. А так как, например, жиклеры и каналы СХХ карбюратора засорены и не пропускают топливную смесь, то у двигателя наступит топливное голодание и возникнет провал в его работе, после которого он попытается заглохнуть.
Спасти ситуацию поможет лишь своевременное нажатие водителем на педаль газа и то не всегда.
При неисправной системе холостого хода помимо того, что двигатель глохнет при сбросе газ он так же неустойчиво работает на холостом ходу (или вообще на нем не работает).
Так же существует еще несколько неисправностей в других системах автомобиля при наличии которых двигатель будет пытаться заглохнуть при движении "накатом". Подробности на нашем сайте в статье "Карбюраторный двигатель глохнет при сбросе газа, почему?".
Примечания и дополнения
Контролем за работой инжекторного двигателя на принудительном холостом ходу "заведует" контроллер (ЭБУ) системы управления (ЭСУД). Он учитывает сигналы с датчиков ДПДЗ, ДМРВ, ДС, ДПКВ, ДТОЖ и определяет наступление или прекращение ПХХ.
Например, при наличии определенных сигналов ЭБУ отключает подачу топлива через форсунки. При этом канал подачи воздуха под дроссельную заслонку через регулятор холостого хода открыт. Запорная игла РХХ выставляется блоком управления в такое положение, чтобы в случае перехода на режим холостого хода (ХХ), если, например, водитель выключил передачу, обеспечить требуемое количество воздуха для нормальной работы двигателя на ХХ и предотвратить провалы и подергивания.