Есть некоторое количество мифов, которые уже настолько вошли в обиход, что никто особо и не пытается разобраться в их правдоподобии. Например, у меня на канале в комментариях к тексту о монинском Ту-114 :
"Прилетев с Хрущевым в Америку не нашли трапа нужной высоты и надставили лестницей.. Никита вышел на американскую землю ж пой вперед..."
"В этом самолете Хрущев сидел и ждал, когда США найдет трап, так как высота была не стандартной)))".
И чем дальше я вникал в историю этого перелёта, тем больше у меня вкрадывались сомнения в правдоподобии этого мифа.
Во-первых известно что к перелёту готовились достаточно серьезно. Например, был построен специальный тренажер для тренировки эвакуации на воду. Есть также свидетельства , что в переговорах с организаторами визита очень подробно оговаривались детали протокола , вплоть до количества пушек, которые должны приветствовать делегацию в аэропорту. Для Хрущева было очень важно, чтобы делегацию СССР приветствовали достойно. И возможен ли был при таком подходе подобный казус?
Во-вторых, прилет Ту-114 в США с делегацией 15 сентября 1959 года не был первым визитом этого самолета в США.
Ранее, 28 июня 1959 года этот же борт прилетал в Нью-Йорк с делегацией для участия в "Выставке достижений Советской науки, техники и культуры". Было бы странным , если бы после этого никто не озаботился наличием соответствующего трапа для делегации во главе с Хрущевым.
К счастью, сохранились кадры кинохроники и фотографии этого события.
Увы , на кадрах и советской и американской хроники нет кадров спускающего по трапу Н.С.Хрущева. Есть кадры сбоку.
Есть кадры, когда Хрущев и Эйзенхауэр идут от самолета и наконец, мы можем увидеть трап :
Но нам не хватает ракурса с другой стороны !
И путем некоторого поиска мне удалось найти фото этого трапа, правда снятое явно позже, без делегации.
Как можно увидеть на фото, использовалась дополнительная лестница, позволяющая спускаться лицом вперед. И маловероятно что её лихорадочно искали, она вполне органично сочетается с трапом.
Так что "не могли подобрать трап" скорее всего миф.
Возможно часть правды в этом мифе относилась к другим визитам Ту-114. До этого он успел совершить демонстрационный рейс Москва-Тирана-Будапешт-Москва, потом демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже, и перевозил делегацию в Нью-Йорк, о чем я уже упоминал. Возможно на одном из этих мероприятий и был какой-то казус с трапом, который потом и превратился в широко известный миф.