Итак, долгожданное продолжение про культуру курения в разных странах и на этот раз настал черед Ирана: многогранного и для многих слегка пугающего, но при этом прекрасного своей архитектурой, природой и кальянными традициями.
Как говорилось в предыдущей статье, мы придерживаемся иранской версии происхождения кальяна. Она гласит, что кальян был изобретён иранцами задолго до индусов. Табак попал в Иран при завоевании португальцами острова Ормуз в 1507 года. Именно с этой даты португальские товары, в том числе табак, начали массово проникать на территорию Сефевидской Империи.
Табак распространялся в Иране очень быстро и в основном благодаря кальяну. Его начали курить абсолютно все, как мужчины, так и женщины, что практически немыслимо для мусульманского Средневековья. Имя изобретателя кальяна неизвестно, вероятнее всего им стала адаптация под табак устройства для курения гашиша, который был в употреблении в Персии уже несколько веков. Первые упоминания табака и кальяна в письменных источниках относятся к 1535-1536 годам и принадлежат двум поэтам, первого звали Ахли Ширази, а второго —Басити.
Вот перевод их рубаи (стихи) на английский:
(1) From your lips the water pipe draws enjoyment
In your mouth the reed turns sweet as sugar cane
It is not tobacco smoke around your face
It is a cloud that swirls around the moon
(2) For me the pain of solitude is not so great
I used to become sorrowful in a world of being by myself
Converse with someone, but if no one is around, who cares
The intimacy of the water pipe is suffcient against my loneliness.
Таким образом мы имеем документальное подтверждение существования кальяна на более чем 50 лет раньше, чем заявленная Индией дата его изобретения.
После изобретения кальяна, в основном с конца 16 века, его популярность в Иране росла бешеными темпами. Как через двести лет опиум обменивали на золото и серебро в Китае, так Персия теряла свои запасы драгоценного металла, обменивая его на табак. Почему? Персы не выращивали табак в своей стране. В начале 17 века в Иране шах Аббас I выпустил первый антитабачный закон, который полностью запрещал любые виды употребления табака. Судя по источникам, сам Аббас ненавидел табак и считал его порождением Иблиса (Дьявола), в довесок к этому, его солдаты тратили практически все свои средства на дьявольское растение, привозимое иноземцами из Америки. Доходило до того, что солдатам было нечем кормить семью. Однако чашу терпения переполнило поражение в сражении с османами во время османско-персидской войны 1603-1619 годов. Часть войска была послана в обход армии Османской Империи, захватила лагерь и, обнаружив запасы табака, полностью утратила дисциплину и начала тотальный грабеж, из-за чего Персидское войско было разгромлено по частям.
Однако закон не привёл к ожидаемым результатам. К 1621 году распространение табака достигло небывалых масштабов, как писал немецкий путешественник Генрих фон Посер: «Они просто напросто пьют этот табак в огромных количествах в этом городе».
Приблизительно в это время в Иране появились первые «кальянные», которые располагались во всех городах, в самых центрах и обязательно на главных площадях. Как видите, никакие запреты не препятствовали контрабанде табака на территорию Персии. В это же время местные предприниматели начали основывать в Иране первые табачные плантации, что удешевило его стоимость. Государство просто физически не могло оградить население от табака. Законодательная чехарда то вспыхивала, то затихала, табак запрещали и разрешали 6 раз с начала 17 века до 1642 года.
В итоге борьба с мельницами закончилась с приходом к власти Аббаса II, который обожал табак и в особенности — кальян. При дворе даже учредили должность «кальянщика», называлась она qualyan-dar. Кальян стал обычным бытовым инструментом, который должен обязательно быть в каждом доме, его курили абсолютно везде и по несколько раз в день. Из Ирана кальян начал свое шествие по мусульманским и балканским народам.
Почему же именно кальян сыграл такую значимую роль в распространении табака в Персидской Империи? Секрет успеха оказался прост — изобретение так называемого журака в конце 16 века. Это вымоченные в патоке листья табака с добавлением специй, которые укладываются в специальную глиняную чашу, а уже на них кладутся древесные угли. Мягкость и новые вкусовые ощущения журака разительно отличали его от своего предшественника — томбака, который был не более чем смоченными в воде листьями табака, намотанными на шахту. Помимо этого, именно в Иране кальян приобрел вид, похожий на современный и обзавелся стеклянной колбой, которая и дала ему название в Османской Империи — наргилия, что на фарси означает стекло.
К 1890 году в табачной сфере Ирана было занято около 200 тысяч человек, при населении в 7 миллионов, — курила практически вся страна. Увидев такой прибыльный бизнес, британские производственники решили, скажем так, отжать его, а персидские власти не смели перечить, так как к тому моменту страна была практически полностью в сфере влияния англичан. Великобритании предоставили право на производство, продажу и экспорт иранского табака на 50 лет: табачная корпорация Персии полностью перешла в пользование колонизаторов.
Местные производители и торговцы были вынуждены продавать свой товар британцам, которые перепродавали его по своим ценам, согласованным с персидскими властями.
Значительная часть прибыли местных базаров шла именно от табака. Потеряв доход, в 1891 году жители городов начали массово протестовать против британской монополии. Тогда вышедших на улицы рабочих удалось утихомирить, обратившись к слову божьему: глава шиитского духовенства Сейид Мухаммед Хасан Хусейни Нури Ширази издал фетву о запрете курения табака в Иране. Хотя в Коране ничего не говорится о вреде курения, он сослался на слова пророка Мухаммеда «Не вредите себе или другим». В фетве было сказано, что употребление табака равносильно войне против скрытого шиитского имама Махди. Это был очень крупный религиозный протест, так как скрытый имам имеет исключительную важность в шиитском исламе.
До публикации фетвы потребление табака в Иране было настолько распространено, что курили практически везде, в том числе внутри мечетей. Несмотря на популярность табака, религиозный запрет возымел настолько сильное влияние, что даже слуги в гареме шаха отказались забивать трубки его женам.
Фетву вскоре отменили, и иранцы со спокойной совестью вернулись к курению, не боясь прогневить Аллаха. Тем не менее табачные бунты вековой давности в дальнейшем способствовали развитию национально-освободительного движения против британских империалистов, которое завершилось исламской революцией и созданием в 1979 году Исламской Республики Иран.
Придя к власти, духовенство задумало новый этап борьбы с пагубной привычкой. Они активно пропагандировали здоровый образ жизни среди прихожан, помогая словом справиться с никотиновой «ломкой». В то же время на государственном уровне активных мер не принималось вплоть до 2007 года.
В 2007 году антитабачные активисты добились от правительства принятия нового закона о запрете пропаганды курения. Документ о запрете курения стал одним из самых суровых в мире, его даже отметила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Курение полностью запретили в любых общественных местах, в том числе в университетах, транспорте, кафе, барах и ресторанах. Ограничили рекламу табачных изделий на телевидении, в интернете, наружной рекламе; нельзя было использовать названия брендов сигарет в кино и печатных изданиях. По данным ВОЗ сигареты стали менее доступны для населения в период с 2014 по 2016 год. Однако отмечается, что в среднем с 2008-го по 2016-й этот показатель не изменился. Хотя для иранцев они никогда и не являлись основным способом потребления табака, в отличие от кальяна.
А вся соль в том, что кальяна данный запрет абсолютно не коснулся. Иранцы уже даже не воспринимают это как что-то вредное или непривычное, это как посуда в доме, он должен быть у каждого и во всех домах. Кто знает, как бы этот запрет отразился на отечественном рынке, если бы Иранцы все же подчинились ему. Возможно, в этом случае ты никогда бы не смог попробовать ароматы от компании DUFT.
Из 83 миллионов населения по некоторым данным кальян курит 90% населения, а в день в Иране выкуривается 50 миллионов кальянов, нереальные цифры.
Кальян употребляется во время завтрака, обеда и ужина, его просто ставят на стол и когда гость справляется с едой, он начинает курить кальян. Если начинает «горчить», то трубка просто откладывается и заказывается новый. Не удивительно, ведь даже в столице он стоит максимум 100 рублей. В основном парк кальянов представлен китайским, сирийским и местным производством, вследствие напряжённых отношений с ОАЭ, Саудовской Аравией, Египтом, Турцией и Иорданией кальяны и табаки оттуда не завозятся, поэтому никакого альфакера, нахлы, Халил мамунов и мазайи вы там не встретите. Курят в основном местные табаки, очень многие предприимчивые люди создают подсобные производства и делают там табак для кальяна. Одними из самых популярных табаков иранского производства и вышедших на международный рынок являются Fume и Sirius, их можно встретить и в России, на Севастопольском рынке, к примеру.
Курят в Иране преимущественно на углях из корней лимонного дерева, они обладают продолговатой цилиндрической формой и дают интересный привкус.
Кальянных в Иране превеликое множество, они есть в каждом городе, особенно много их в центрах.
С давних времен к кальяну подают чай и сладкие конфеты. Во время курения заключают серьезные сделки. Кальян всегда считался позволительным развлечением, тогда как курильщиков сигарет всячески осуждали. Даже девушка, курящая кальян в ресторане, не вызовет сильного удивления у местных. Периодически правительство Ирана пытается заставить граждан задуматься, так ли безопасен кальян, как все думают. Но ничего у них не получается. Сейчас действует запрет на курение лицам до 18 лет. Впрочем, какие-то карательные меры применяются крайне редко. Официально кальян разрешён только мужчинам. Женщины по закону не могут даже заходить в заведения, где разрешается его курить.
В подпольных кофейнях и чайхане столицы можно встретить прогрессивную молодежь, собравшуюся вокруг кальяна, чтобы пофлиртовать, расслабиться, а по окончании вечера обменяться номерами телефонов. Для приезжих он — обязательный пункт пребывания в Иране. Если вы не выкурили кальян под исфаханским мостом, считайте, не прочувствовали, кто такой настоящий перс. В маленьких городах к этому занятию относятся намного снисходительнее. Женщины могут отправиться в кафе в сопровождении мужа или матери, чтобы посидеть за чашкой чая и кальяном.