Иван Алексеевич уже целый час перебирал старые фотографии. На некоторых снимках надолго задерживал взгляд. "Как молоды мы были..." - проносилось в голове. Еще два года назад ему казалось, что времени впереди о-го-го сколько, что он только начинает жить - жить для себя. Дочери вышли замуж, родили внуков. Мужья у обеих вполне достойные люди: и семью содержат, и девочек его любят и ценят. Да и есть за что ценить: умницы, красавицы, а хозяйки какие! И ведь это целиком и полностью заслуга его жены Тамары.
Тамара... "Как рано ты ушла... Почему именно ты?" - уже в который раз задавал он себе этот вопрос и не находил ответа. Никогда никого не судила, никого не обидела, за 35 лет совместной жизни даже голос ни разу не повысила. А ведь он, Иван, не подарок: взрывной, требовательный, педантичный. Сначала считал, что семейное благополучие - это только его заслуга: порядочный семьянин, зарабатывал хорошо, зарплату жены никогда не учитывал в семейном бюджете и не контролировал ее расходы. Но однажды друг Аркадий заставил его посмотреть на Тамару совсем по-другому. Напомнил, что именно она в свое время будто бы невзначай сказала, что они с Аркадием и Генкой могли бы стать отличной командой. Геннадий с кем угодно может договориться, решить хозяйственные вопросы. Иван - голова и генератор идей, а Аркадий воплотит в жизнь любой его замысел наилучшим образом. Так почему бы им не открыть свое дело? Сказано - сделано! А она, как всегда, в стороне. Хранительница семейного очага...
Тамара любила повторять, что живет "за мужем", что в жизни ей несказанно повезло и далеко не каждой женщине посчастливилось получить от судьбы такой подарок. Иван Алексеевич от этих слов млел и еще больше гордился собой. Так бы и ходил эдаким "индюком надутым", если бы не Аркадий. Однажды под дружескую рюмку именно он так назвал Ивана.
- А ты знаешь, как я твою Тому любил? Как с ума по ней сходил? А она на тебя смотрела, как на божество, глаз отвести не могла. У меня не было ни единого шанса. Вот и на Любке женился, потому что на Тамару похожа. Но внешность - это не человек. Вообразила себя неизвестно кем, на пластическую операцию собралась. Разве Тома до такого додумалась бы?
- А может, ты в этом и виноват? Сам ведь говоришь, что никогда не любил. Думаешь, женщина это не чувствует? Вот и старается быть привлекательной, - сказал тогда Иван Алексеевич.
- А ты любишь? - выкрикнул Аркадий. - Ты кроме себя самого разве видишь кого-нибудь? Индюк надутый! Хоть раз поблагодарил свою жену за ее такт, за мудрость? За замечательных детей? А за то, что фирму придумала? Вот я не раз ей за это спасибо говорил, иначе сидели бы мы на своем заводе и еле-еле концы с концами сводили. А почему ты не захотел, чтобы она с нами в одной команде была? Томка ведь умница!
- Это наше дело, семейное, - возразил Иван.
Всю ночь он не спал. К утру ни от выпитого, ни от обиды на друга не осталось и следа. Аркадий - замечательный человек и прекрасный товарищ. Иван всегда чувствовал, что он восхищается его женой, но он также знал, что ни Тамара, ни Аркадий никогда не дадут повода сомневаться в своей порядочности. В ту ночь, Иван будто заново пересмотрел свою семейную жизнь и отношение к жене.
Вот родилась старшенькая, Ириша. Тома глаз не смыкала по ночам, а его в другую комнату спать отправила:
- Ты теперь наш единственный кормилец, тебе отдыхать надо.
И ведь не возразил, хоть и видел темные круги под глазами. Второго хотел мальчика, а родилась Александра. Дулся, как пацан, будто жена в этом виновата. Детский сад и школа вообще прошли мимо, не затронув Ивана никакими проблемами. Девочки учились отлично, поведение всегда примерное, а какой за этим труд, Иван не задумывался. В институт поступили, закончили с красными дипломами. Потом Ирина замуж собралась. Выбор Ивану не понравился.
- Нет, и на этом точка! - сказал он тогда дочери.
А Тамара увела его в другую комнату, нашла нужные слова, убедила иначе взглянуть на будущего зятя. И вот уже Иван как будто сам принимает решение не препятствовать молодым. И ведь Костя хорошим парнем оказался!
Избранник Александры Ивану тоже не приглянулся. Ему, вообще сложно было представить, что его младшая, его любимица, выходит замуж. Достойным не мог быть никто! И опять Тамара спокойно и степенно разъясняла, приводила примеры, находила нужные слова. И снова оказалась права.
А когда старшая позвонила и попросила забрать ее домой с вещами? Иван готов был горло перегрызть за дочь, тут же поехать и разобраться с зятем по-мужски. Тамара тогда взяла телефонную трубку и сказала, поразив супруга своим спокойствием:
- Нам с твоим отцом бегать было некуда, потому ссорились и мирились сами. Вот будет стоять в паспорте штамп о разводе, тогда приедем и заберем. А пока ты жена.
На следующий день молодежь приехала в гости. Глаза у обоих светятся:
- Спасибо вам, родители, что не дали совершить глупость. Мы сели, поговорили и все выяснили.
После того разговора с Аркадием Иван Алексеевич стал более трепетно относиться к жене. Непросто было иногда справляться со своим характером и привычками, но он старался и будто открывал ее для себя заново. И она расцвела, похорошела, даже помолодела. А потом пришла беда. Страшная болезнь отобрала ее за каких-то полгода. Это были шесть месяцев бесконечной борьбы. Иван не отходил от любимой, готов был на все, лишь бы она жила.
- Ты не горюй долго. Не надо. Живи, детям помогай по возможности, внукам. А встретишь хорошего человека - не бойся, что кто-то осудит. Я не осужу. Тебе хозяйка нужна в доме, да и молодой ты у меня еще. Нашу квартиру лучше Сашке отдай: им просторнее будет с детьми. Ее однушку продай и купи двухкомнатную. Денег хватит. Новый дом - новая жизнь. Ирине с ремонтом помоги: они не попросят, постесняются, а сами пока не потянут сделать все как надо, - сказала она незадолго до своего ухода, улыбаясь через боль.
И вот теперь он сидит в новой квартире, смотрит старые фотографии и думает о том, какой же мудрой была его жена. Даже покинув этот мир, она оставила ему план действий, благодаря которому он держался. И человека хорошего тоже встретил... Вера помогала Ивану Алексеевичу обустраивать новое жилье, так как была дизайнером. Раньше такими вещами, как выбор обоев и мебели, занималась Тома. Иван даже не представлял, как это хлопотно, потому решил доверить дело профессионалу. Вера задала ему несколько вопросов, казалось бы, вовсе не касающихся ремонта и интерьера, а через несколько дней представила проект будущего жилья. Ивану понравилось, но конечный результат превзошел все ожидания. А потом мужчина поймал себя на мысли, что часто думает об этой женщине, которая смогла так точно его "угадать", почувствовать. Иван знал, что Вера давно в разводе, сама воспитала сына. Теперь сын женился, живет в другом городе, а она с головой ушла в работу, ища в ней спасение от одиноких вечеров, от тоски и желания быть кому-то нужной. Что-то из этого рассказала Вера, что-то Иван понял сам. Он хорошо знал, каково это возвращаться в пустую квартиру, где тебя никто не ждет.
- Пап, а женись на Вере! - выдала Саша на ужине в честь новоселья отца. - Она классная.
Иван Алексеевич смутился и чуть не выронил приборы.
- Ну что ты, она на целый десяток лет моложе меня.
- Да ты у нас мужчина хоть куда! - не унималась младшенькая.
Ирина тактично перевела разговор на другую тему, а уходя, тихонько шепнула на ухо, что мама одобрила бы его выбор. И опять Иван почувствовал рядом жену: только она могла воспитать таких дочерей, передать им свою женскую мудрость.
Утром Иван Алексеевич поехал на кладбище, долго сидел на могиле Тамары и рассказывал ей обо всем. Рассказал и о Вере.
- Понимаешь, в ней есть мягкость, женственность, но главное - твоя мудрость.
А ночью Тамара пришла к нему во сне, погладила по голове и тихонько сказала:
- Живи!
Рекомендую почитать.
Подпишитесь на канал. Я старалась не будь жадиной 😉 поставь Лайк!