Доброго времени суток, мои дорогие читатели! Меня зовут Ольга. Я - учитель с большим стажем работы и начинающий блогер.
Оказывается школьные предметы бывают разными
Не знаю, как в других школах , а в нашей гимназии давно и негласно все учебные предметы принято делить на ГЛАВНЫЕ и ВТОРОСТЕПЕННЫЕ. Главные предметы - это математика, русский и иностранный языки, физика, химия, история и обществознание. То есть те предметы, по которым учащиеся сдают ОГЭ и ЕГЭ. А значит, требуется ежедневная основательная подготовка к таким урокам. К второстепенным предметам относят биологию, географию, литературу, технологию, ИЗО, музыку и физкультуру. То есть предметы, где в лучшем случае не надо сильно и ежедневно напрягаться. В худшем - игнорировать выполнение домашних заданий и требований учителя.
А есть ли польза от второстепенных предметов?
Кто из вас читал мои предыдущие статьи, тот знает, что я уже 25 лет преподаю ВТОРОСТЕПЕННЫЙ предмет - ГЕОГРАФИЮ. Предмет, которые большинство родителей считают ЛЁГКИМ, а многие ученики - НЕНУЖНЫМ. Однако все безоговорочно сходятся во мнении, что по географии должна стоять отметка ПЯТЬ!
Однако родители забывают, а может вообще не в курсе, что ГЕОГРАФИЯ - ЕДИНСТВЕННЫЙ школьный предмет, который формирует у учащихся систему целостных и комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, а также природных и экономических процессах, которые происходят на планете. В совокупности со знаниями и умениями, которые дают другие ВТОРОСТЕПЕННЫЕ предметы, появляется возможность разностороннего образования, которое в конечном итоге формирует из ребенка ЛИЧНОСТЬ. А не этого ли хотят от школы СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ?
Каким должен быть современный учитель?
Сегодня учитель, выражаясь современным языком, должен быть "НА ОДНОЙ ВОЛНЕ" с учениками. То есть быть уверенным в своих знаниях, хорошо владеющим современными технологиями, умеющим рассуждать с учениками на любые темы, создающим комфортную среду для обучения. Ну и конечно, с легкостью доносящим предметные знания понятными и доступными способами. Иногда с применением НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДИК.
Одной из моих самых любимых методик обучения является ОПОРНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ. Что такое опорный конспект? Опорный конспект является одним из видов краткой записи и представляет собой компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем.
Используемые опорные знаки и символы должны быть просты в изображении, вводятся постепенно, не требуют заучивания, так как воспроизводят определенное смысловое содержание; они являются преемственными и распространяются на последующие темы курса. Мои ученики в восторге от таких уроков.
Еще один нестандартный способ развития познавательного интереса к предмету - это целенаправленный просмотр с учениками ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ. Не развлекательных выпусков программы "Орел и Решка" и не прикольных видео с You Tube. Например, с учениками 6 классов в конце изучения темы "Географическая карта" мы традиционно смотрим приключенческий фильм " Вокруг света за 80 дней". С учащимися 10 классов при завершении темы "География мировых природных ресурсов" - фильм-катастрофу "Глубоководный горизонт". А в начале февраля мы с учениками 8-9 классов посмотрели вышедший на экраны страны фильм "Полёт над Россией". Удивительно красиво снятый фильм. Россия с высоты птичьего полёта. Рекомендую посмотреть.
Одним из главных умений своих учеников я считаю формирование МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ. То есть объединением нескольких школьных дисциплин одной общей темой. Ведь география очень тесно связана с историей, литературой, математикой, физикой, химией и многими другими предметами. Вот свежий пример. В 9 классе закончили изучение темы "Военно-промышленный комплекс России". И я прошу учеников написать сочинение-рассуждение. То есть выполнить работу как одно из заданий ОГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. А тема такая. Россия - крупнейший мировой экспортер продукции ВПК. Приведите примеры, цифры, факты. Почему Россия экспортирует военную технику и оружие в другие страны? Не ослабляет ли это её военный и экономический потенциал?
Учитель - как актер, выходящий на сцену. Должен оставить за кулисами свое плохое настроение и самочувствие, личные и семейные проблемы. И "ОТЫГРАТЬ" урок на "БИС". То есть так, чтобы поверил ученик. И в следующий раз пришел к тебе не просто зрителем, а активным участником образовательного процесса. По моему мнению, в этом и заключается главное педагогическое мастерство учителя.
А вы что думаете по поводу деления школьных предметов на главные и второстепенные? Каким учителям хотели бы доверить своих детей и внуков? Используете ли вы нестандартные методы обучения?
Пишите ваши комментарии, задавайте вопросы.