Найти тему

Второстепенный школьный предмет - скучный спектакль одного актера. 25 лет опровергаю этот штамп.

Доброго времени суток, мои дорогие читатели! Меня зовут Ольга. Я - учитель с большим стажем работы и начинающий блогер.

Оказывается школьные предметы бывают разными

Не знаю, как в других школах , а в нашей гимназии давно и негласно все учебные предметы принято делить на ГЛАВНЫЕ и ВТОРОСТЕПЕННЫЕ. Главные предметы - это математика, русский и иностранный языки, физика, химия, история и обществознание. То есть те предметы, по которым учащиеся сдают ОГЭ и ЕГЭ. А значит, требуется ежедневная основательная подготовка к таким урокам. К второстепенным предметам относят биологию, географию, литературу, технологию, ИЗО, музыку и физкультуру. То есть предметы, где в лучшем случае не надо сильно и ежедневно напрягаться. В худшем - игнорировать выполнение домашних заданий и требований учителя.

А есть ли польза от второстепенных предметов?

Фото для иллюстрации взято из открытых источников Интернет
Фото для иллюстрации взято из открытых источников Интернет

Кто из вас читал мои предыдущие статьи, тот знает, что я уже 25 лет преподаю ВТОРОСТЕПЕННЫЙ предмет - ГЕОГРАФИЮ. Предмет, которые большинство родителей считают ЛЁГКИМ, а многие ученики - НЕНУЖНЫМ. Однако все безоговорочно сходятся во мнении, что по географии должна стоять отметка ПЯТЬ!

Однако родители забывают, а может вообще не в курсе, что ГЕОГРАФИЯ - ЕДИНСТВЕННЫЙ школьный предмет, который формирует у учащихся систему целостных и комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, а также природных и экономических процессах, которые происходят на планете. В совокупности со знаниями и умениями, которые дают другие ВТОРОСТЕПЕННЫЕ предметы, появляется возможность разностороннего образования, которое в конечном итоге формирует из ребенка ЛИЧНОСТЬ. А не этого ли хотят от школы СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ?

Каким должен быть современный учитель?

Сегодня учитель, выражаясь современным языком, должен быть "НА ОДНОЙ ВОЛНЕ" с учениками. То есть быть уверенным в своих знаниях, хорошо владеющим современными технологиями, умеющим рассуждать с учениками на любые темы, создающим комфортную среду для обучения. Ну и конечно, с легкостью доносящим предметные знания понятными и доступными способами. Иногда с применением НЕСТАНДАРТНЫХ МЕТОДИК.

Одной из моих самых любимых методик обучения является ОПОРНОЕ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ. Что такое опорный конспект? Опорный конспект является одним из видов краткой записи и представляет собой компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем.

Опорный конспект Классификация звезд. Фото автора.
Опорный конспект Классификация звезд. Фото автора.

Используемые опорные знаки и символы должны быть просты в изображении, вводятся постепенно, не требуют заучивания, так как воспроизводят определенное смысловое содержание; они являются преемственными и распространяются на последующие темы курса. Мои ученики в восторге от таких уроков.

Опорный конспект  Главные черты рек Северной Америки. Фото автора.
Опорный конспект Главные черты рек Северной Америки. Фото автора.

Еще один нестандартный способ развития познавательного интереса к предмету - это целенаправленный просмотр с учениками ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ. Не развлекательных выпусков программы "Орел и Решка" и не прикольных видео с You Tube. Например, с учениками 6 классов в конце изучения темы "Географическая карта" мы традиционно смотрим приключенческий фильм " Вокруг света за 80 дней". С учащимися 10 классов при завершении темы "География мировых природных ресурсов" - фильм-катастрофу "Глубоководный горизонт". А в начале февраля мы с учениками 8-9 классов посмотрели вышедший на экраны страны фильм "Полёт над Россией". Удивительно красиво снятый фильм. Россия с высоты птичьего полёта. Рекомендую посмотреть.

Фото для иллюстрации взято из открытых источников Интернет
Фото для иллюстрации взято из открытых источников Интернет

Одним из главных умений своих учеников я считаю формирование МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ. То есть объединением нескольких школьных дисциплин одной общей темой. Ведь география очень тесно связана с историей, литературой, математикой, физикой, химией и многими другими предметами. Вот свежий пример. В 9 классе закончили изучение темы "Военно-промышленный комплекс России". И я прошу учеников написать сочинение-рассуждение. То есть выполнить работу как одно из заданий ОГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. А тема такая. Россия - крупнейший мировой экспортер продукции ВПК. Приведите примеры, цифры, факты. Почему Россия экспортирует военную технику и оружие в другие страны? Не ослабляет ли это её военный и экономический потенциал?

Учитель - как актер, выходящий на сцену. Должен оставить за кулисами свое плохое настроение и самочувствие, личные и семейные проблемы. И "ОТЫГРАТЬ" урок на "БИС". То есть так, чтобы поверил ученик. И в следующий раз пришел к тебе не просто зрителем, а активным участником образовательного процесса. По моему мнению, в этом и заключается главное педагогическое мастерство учителя.

Урок закончен. Гаснет свет.
Урок закончен. Гаснет свет.

А вы что думаете по поводу деления школьных предметов на главные и второстепенные? Каким учителям хотели бы доверить своих детей и внуков? Используете ли вы нестандартные методы обучения?

Пишите ваши комментарии, задавайте вопросы.