Боксерское восстание, официально поддержанное крестьянским восстанием 1900 года, пытавшимся изгнать всех иностранцев из Китая. “Боксеры” - это название, которое иностранцы дали китайскому тайному обществу, известному как Ихэцюань (“Праведные и гармоничные кулаки”). Группа практиковала определенные боксерские и гимнастические ритуалы, полагая, что это делает их неуязвимыми. Считалось, что это ответвление Общества восьми триграмм (Багуацзяо), которое в конце 18-го и начале 19-го веков разжигало восстания против династии Цин. Их первоначальной целью было уничтожение династии, а также западных людей, которые имели привилегированное положение в Китае.
В конце 19-го века из-за растущего экономического обнищания, ряда неудачных природных катаклизмов и необузданной иностранной агрессии, боксеры начали наращивать свои силы в провинциях Северного Китая. В 1898 году консервативные силы захватили контроль над китайским правительством и убедили боксеров отказаться от своей оппозиции династии Цин и объединиться с ней в уничтожении иностранцев. Губернатор провинции Шаньдун начал зачислять боксерские отряды в местные ополченческие группы, изменив их название с Ихэцюань на Ихэтуань (“Праведное и гармоничное ополчение”), что звучало полуофициально. Многие из цинских чиновников в это время, по-видимому, начали верить, что боксерские ритуалы действительно делают их невосприимчивыми к пулям, и, несмотря на протесты западных держав, они и Цыси, правящая вдовствующая императрица, продолжали поощрять группу.
Христианская миссионерская деятельность провоцировала боксеров; Новообращенные христиане пренебрегали традиционными китайскими церемониями и семейными отношениями; и миссионеры оказывали давление на местных властей, чтобы те встали на сторону новообращенных христиан - которые часто были из низших слоев китайского общества - в местных судебных процессах и имущественных спорах.
К концу 1899 года боксеры открыто нападали на китайских христиан и западных миссионеров. К маю 1900 года банды боксеров бродили по сельской местности вокруг столицы Пекина. Наконец, в начале июня из северного порта Тяньцзинь были отправлены международные силы по оказанию помощи в количестве около 2100 человек в Пекин. 13 июня вдовствующая императрица приказала имперским войскам блокировать продвижение иностранных войск, и небольшая колонна помощи была повернута назад. Тем временем в Пекине боксеры сожгли церкви и иностранные резиденции и убили подозреваемых китайских христиан на месте. 17 июня иностранные державы захватили форты Дагу на побережье, чтобы восстановить доступ из Пекина в Тяньцзинь.
На следующий день вдовствующая императрица приказала убить всех иностранцев. Немецкий министр был убит, а другие министры иностранных дел, их семьи и сотрудники вместе с сотнями китайских христиан были осаждены в помещениях их дипломатических миссий и в римско-католическом соборе в Пекине.
Были собраны международные силы численностью около 19 000 человек, большинство из которых прибыли из Японии и России, но многие также из Великобритании, США, Франции, Австро-Венгрии и Италии.14 августа 1900 года эти силы наконец захватили Пекин, освободив иностранцев и христиан, осажденных там с 20 июня. Пока иностранные войска грабили столицу, вдовствующая императрица и ее двор бежали на запад, в Сиань в провинции Шэньси, оставив после себя несколько человек. Имперские князья вели переговоры. После долгих обсуждений протокол был окончательно подписан в сентябре 1901 года, положив конец боевым действиям и предусматривавший выплату репараций иностранным державам.
Возможно, в результате конфликта погибло в общей сложности до 100 000 или более человек, хотя оценки потерь сильно различаются. Подавляющее большинство убитых были мирными жителями, включая тысячи китайских христиан и примерно от 200 до 250 иностранных граждан (в основном христианские миссионеры). По некоторым оценкам, в боях погибло около 3000 военнослужащих, большая часть из которых - боксеры и другие китайские бойцы.