Заголовок - это одна из важнейших частей текста. Именно от него зависит привлечет он внимание читателей или все усилия для написания статьи были напрасны.
Суть заголовка - сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.
Заголовок – это прежде всего обещание, что в статье будет определенная информация.
По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные.
Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, Наведение на редкость, Презумпция непривитости.
Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть.
Предикативный заголовок – это полное предложение, например Мишустин утвердил перенос срока введения новых правил техосмотра; Пострпед России прокомментировал слухи о выходе России из Совета Европы.
Предикативный заголовок может как сопровождаться подзаголовком, так и выступать самостоятельно.
Как правило, его используют в коротких новостях, тогда как номинативный – в более крупных материалах .
Заголовок должен:
• быть ясным высказыванием;
• заключать в себе основную идею текста;
• не противоречить содержанию материала;
• быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
• возбуждать интерес читателя.
Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.
Виды заголовков:
(по Андрею Мирошниченко «Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей»)
Пример фактического заголовка:
Мэрия Москвы опасается, что в апреле в столице появится британский штамм коронавируса
Пример образного заголовка:
Пример заголовка-клише: