Найти тему
Сергей Власенко

Казаки

Казак.
Казак.
Храм
Храм

ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА ВЕРХНЕГО ДОНА.

Мы идем по следам парадоксальной летописи России, делая остановку в Данковском районе Липецкой области, где началась история и возникновение казачества на верхнем Дону. Кто они, эти вольные и сильные люди? Откуда пришло и как появилось это воинское братство? Чьих кровей, к какому роду-племени относит себя донское казачество? Почему, после стольких испытаний, гонений и репрессий, это уникальное сословие вновь восстало из пепла времен: Десятки вопросов без ответа.

Многие исследователи пришли к выводу, что казачество в верховьях Дона появилось в домонгольскую эпоху. Древние документальные летописи и легенды описывают события, когда люди – завоные казацы принимали участие в Куликовской битве.

На данковской земле, которая до 1954 года относилась к Рязани, представители воинского сословия, назывались рязанскими казаками. Есть точные сведения, что в 1444 году Василий Темный говорил о данковских казаках, как о защитниках Руси, а Иван 3-й, обращаясь к княгине Аграфене рязанской, просил ее, чтобы она казнила людей, которые «самодурью» уходят на Дон.

Такие исторические документы говорят о том, что плодородные земли, богатые леса и река Дон активно осваивались казаками. Вдоль речного русла одно за другим возникали селения, в их числе и древний город Данков. Доподлинно известно, что, это казачье поселение. Исторически правильно, имя города пишется, через «о», то есть Донков, Буква А появилась во времена правления Екатерины 2-й, которая, как известно была немкой и написала в одном из документов город, через букву А, а чиновники не посмели поправлять императрицу. Слово Дон – тюркское.

Многие слова местных жителей перешли из тюркского языка, Дон, переводится как река, аки – устаревшее слово союз, «Ков» – связь, пристань, прибежище, граница, место. Таким образом, можно выстроить версию, что казаки, не что иное, как речной союз, то есть род, племя, общность, проживающая по берегу и реки и близ нее. У города было три этапа, это древний, старый и новый Данков, но объединяет его летопись один факт, - во все времена его населяли донковские, а позже донские казаки.

Вокруг старой крепости Донков, располагались казачьи селения.

Донковские казаки на протяжении всей истории несли ратную службу, продвигая границы государства на юг. Обрабатывали землю, обустраивали свои жилища, укрепляя свой уклад и традиции.

В летописи Данковского казачества много интересных страниц, до 1645 года, казаки нанимались и несли службу, а присягнув царю Алексею Михайловичу Тишайшему. появляется служение вере православной, царю и отечеству. С этого исторического события вплоть до революции 1917 года, казаки верой и правдой выполняли свой священный долг, участвуя во всех важнейший военных компаниях. Это азовские походы при Петре первом, это русско-турецкая война времен Екатерины второй, это отечественная война 1812 года и в других значимых сражения, данковские казаки не уронили честь православную, проявив доблесть и отвагу. Их боялись враги, их ценили цари и полководцы, ими гордился народ.

В 1918 году произошло расказачивание, согласно указу председателя ВЦИК, молодой республики Советов, Якова Свердлова. Начались репрессии, под корень вырубали и вырезали непокорное сословие. Преданность, свободолюбивый дух, верность традициям, своему слову, присяге навсегда осталось стержнем жизни казаков и не позволяло им подчиниться новой власти Советов. Но, когда Родине становилось плохо, возрождалось вместе с верой православной, вновь восставало из пепла и казачество. Наступил страшный 41 год, началась Великая Отечественная Война. Потомки донковских казаков ушли на фронт, среди героев Советского Союза, орденоносцев, в большинстве своем,казачьи фамилии.

Восставшие из пепла данковские казаки, вновь проявили свои лучшие качества, когда Родина нуждалась в помощи в лихие 90-е. Сегодняшние предки вольного донского сословия пишут свою новую историю, проявляя преданность Родине, возрождая свои лучшие традиции, передавая их новым поколениям.

Невозможно объяснить природу такого феномена, как казачество одними выводами историков. Кто знает, возможно, продолжению сословия помогает промысел Божий. Ведь неслучайно, в Данкове, в годы религиозных гонений сохранился и действовал храм казачьей слободы, церковь Георгия Победоносца.