Как ни далеки наши чиновники от народа, есть среди них формально наиболее к нему приближенные - муниципальные. Те, чьи кабинеты и вправду неподалеку от нас: в городских мэриях, районных администрациях, сельсоветах. До них быстрей всего докричаться и достучаться. Это они для нас (а, случается, и за нас) чего – то решают.
А чтобы они трудились на благопроцветание населения не за страх, а за совесть, существует своеобразный кодекс чести низового бюрократа, федеральный закон № 25 – ФЗ от 02.03.2007 г. с изменениями и дополнениями законов №№ 21 и 224, принятых в 2016 году. Называется он «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В этом важном и нужном нормативно – правовом акте фигурирует статья за номером четыре, в которой перечислены основные принципы муниципальной службы. Всего их десять и говорят они о приоритете в работе чиновников прав и свобод человека, профессионализме и компетентности, ответственности за бездействие и далее в том же ключе. Последний, десятый принцип, изящно лаконичен и гласит, цитирую: «Внепартийность муниципальной службы».
Юристы это понимают так: любая деятельность муниципального служащего должна быть заточена на общественные интересы, он обязан нейтрально относиться к политической толкотне различных партий, не отдавая предпочтение ни одной из них. Политика должна быть частным делом гражданина, несовместимым с муниципальной должностью, если он ее замещает. В общем, или ты чиновник, то не можешь быть членом политической организации, третьего не дано.
А что у нас происходит в реальности? Загляните в любую городскую, поселковую, районную мэрию и вы обнаружите там множество партийцев. Особенно среди лиц, занимающих высшие и главные должности муниципальной службы: заместителей глав муниципальных администраций, руководителей управлений и отделов.
Приверженцы КПРФ, ЛДПР или Справедливой России среди них – редчайший случай. Реликтовое исключение, вроде вымерших динозавров. Да и те стараются не афишироваться – как бы себе не навредить.
Абсолютное большинство либо имеют членские билеты, либо записаны в сторонники единственной партии – Единая Россия. И никто этого не скрывает. Известен случай, когда один руководящий господин состоял сразу в двух партиях. Одна из них, как нетрудно догадаться, была Единой Россией. Казус обнаружился случайно, товарищу нужно было срочно определяться, какую партию предпочесть. Понятно, которую он выбрал.
-- А ты как хотел, -- говорят мне знакомые столоначальники, -- не будешь позиционировать себя единороссом, никогда карьеры не сделаешь и в кадровый резерв, формируемый вышестоящей властью, не попадешь. Приходится записываться, как в колхоз в эпоху коллективизации. И груздем называться, и в кузовок лезть.
Знавал одного главу сельского поселения, до 2014 года бывшего рьяным сторонником ЛДПР. За либерал – демократов горой стоял, на каждом углу за них агитировал, рубашку на груди рвал. Но как забрезжили на горизонте очередные выборы, моментально перелицевался в единоросса. Слишком уж хотел и далее усидеть в теплом мэрском кресле. Но прямые выборы, где у него были неплохие шансы, отменили законодательно. Главу поселения стали избирать депутаты по представлению лояльных власти комиссий, в подавляющем большинстве члены и сторонники Единой России. Вот и мимикрировал господин практически мгновенно.
Но это так, к слову. Выборных должностных лиц и депутатов закон о муниципальной службе не касается. Зато напрямую касается заместителей глав муниципальных образований по общественно – политическим вопросам, которые практически все сплошь – члены Единой России. В любом городе, поселке или районе. Как будто и не существует для них в российском нормативно – правовом акте десятого пункта о внепартийности муниципальной службы.
Только пришлют сверху в муниципалитет какого – нибудь высокопоставленного единоросса, соберет он местный партийно – хозяйственный актив, так в зале от чиновников яблоку негде упасть. То есть, от членов, сторонников и сочувствующих представляемой им партийной организации.
Почему-то сотрудники прокуратуры городов и районов, часто и справедливо третируя местные власти по любой мелочи, отчего – то не обращают внимания на такой пустячок, как десятый пункт четвертой статьи закона о муниципальной службе в Российской Федерации.