I . Краткая история бронепоездов
Первые бронепоезда были построены и использованы в боевых действиях во время Гражданской войны в США в начале шестидесятых годов девятнадцатого века. Дело было даже не в бронепоездах в современном смысле этого слова, а скорее в пушках, особенно тяжелых, установленных сначала на импровизированных вагонах, а позже и со специально разработанным шасси. Эффективность нового оружия и его действенность в бою оказались неожиданно высокими, поэтому обе противоборствующие стороны быстро пробились вперед и были в то время широко использованы.
Европа, в которой военные специалисты всех крупных армий очень пристально следили за американским конфликтом, с применением нового вооружения не была быстро скопировали их – ибо во время франко-прусской войны прусские пушки, установленные на железнодорожных вагонах, с большим успехом использовались для обстрела осажденного Парижа .
Печальный опыт вынудил французов вскоре после окончания боевых действий к великодушному проекту – в связи с намеченным маневровым способом ведения боя в следующей войне и связанной с этим необходимостью быстрого перебазирования артиллерии, особенно средней и тяжелой, – взяться за исследования и проектирование современной тяжелой рельсовой артиллерии. Известный артиллерийский инженер инж. Кане разработал проекты по 120 – мм и 155-мм рельсовым пушкам, в которых ему удалось успешно решить нынешнюю ахиллесову пяту этого оружия-сильно разрушительное воздействие отдачи при стрельбе по шасси и частично также по железнодорожному полотну. Для этой цели предназначалась так называемая тормозная лафета с наклонной рампой, после чего с гидравлическими тормозами после выстрела дальнобойщика. По результатам опытных проектов тогда была построена первая специальная рельсовая пушка калибра 190 мм, принятая в качестве vz.1873 на вооружение французов. Обширные разработки и производство этого вида оружия продолжались тогда во Франции , а вслед за ней и некоторые другие европейские державы.
Бронепоезд В современном понимании этого слова возник на рубеже 19-го и 20-го веков в Южной Африке в ходе англо-бурской войны . Отряды бурских коммандос уничтожали даже в глубоком британском тылу железнодорожные пути, из которых англичанам на обширных территориях страны обязательно нужно было снабжать свои части. Вы, следовательно, для их защиты начали строить импровизированные бра на колесах, подключенные к грузовым и пассажирским поездам. Вооружались они были самыми разными способами – иногда даже легкими пушками, иногда пулеметами, а иногда только пушками – и от огня пехоты оружие защищалось мешками с песком, и т. д. Постепенно затем, получив необходимый опыт, перешли англичане от примитивных и едва податливых импровизаций к первым действительно бронированным машинам, а позднее и к типу бронеавтомобилей, которые оказались весьма эффективными и, возможно, решающим фактором в этой специфической противопартизанской борьбе. В более поздний период конфликта были построены три различных типа автомобилей. Первыми были обычные крытые вагоны, защищенные 6-7 мм броневыми плитами или 1 см котельной плитой. В их верхней части была вокруг машины длинная щель, служившая смотровым стеклом для наблюдения за окрестностями и вентиляцией, служившая одновременно бойницей для стоящего стрелка. Другие бойницы, служившие для лежачих или сидячих стрелков, находились в нижней части стен. В передней стенке лафета затем была вырезана квадратная башенка для скорострельной пушки. Все бойницы и козырьки были, при необходимости, герметизируемыми механическими установками для посадки и высадки экипажа, а Для постройки бронемашин второго типа служили полуоткрытые четырехосные железнодорожные грузовые вагоны. На небольшом расстоянии от их деревянных стенок по направлению к центру вагона была построена конструкция из железных пластин и образовавшийся зазор был выложен рельсами. При этом защищенные стены достигали высоты около 2 метров и находились в бойницах для автоматов ( по одной в передней и задней части автомобиля ), пулеметов и винтовок. Крыша состояла из полотна, натянутого при необходимости на специальные рамы. На смотровую площадку машины были оснащены бронированной башней с запирающимися козырьками, превышающими примерно одну стену и построенными в середине вагона по специально созданной конструкции. Третьим и в то же время самым простым типом бронированных вагонов были обычные бортовые железнодорожные вагоны, защищенные до высоты 91,5 см с накладными рельсами. Если под рукой не было достаточного количества рельсов, то для защиты экипаж использовал все остальное – шпалы, мешки с песком, котельную плиту и т. д. Вне этих трех типов конструкции бронеавтомобилей использовались, конечно, и другие – наиболее интересными из них были обычные грузовые вагоны, стенки которых, выполненные из металлических листов с вырезанными бойницами, были обращены в сторону осей автомобиля , поэтому выстрелы по ним, попадая в них , скользили вверх, что, конечно же, значительно улучшало защиту экипажа. Большинство описанных бронеавтомобилей не имели дверей и экипажу приходилось поэтому при посадке и высадке перелезать через их стенки и даже не крышу, что отчасти решало проблему вентиляции внутреннего пространства во время стрельбы и облегчало использование в круговой зоне наблюдения различных стационарных или переносных конструкций. Угроза для транспортировки войск, оружия и припасов от бурских стрелков постепенно достигли таких масштабов, что англичанам пришлось начать широкое использование вагонов с железными стенами и соединять бронированные вагоны с полиомиелитом почти в каждом товарном поезде. Боевые условия также вскоре потребовали от них использовать броневую защиту локомотивов, повреждение которых и обездвиживание всего поезда сделали его желанной мишенью для бурских стрелков и означали, особенно в начале конфликта, более чем ощутимые потери со стороны англичан. Для защиты паровозов бронепоезда применялись сначала на цепях, подвешенных нахлестом в несколько слоев тендера, котла и кабины машиниста, позднее были использованы котел и броневые листы. Чтобы локомотивы были максимально защищены, в центр были помещены комплекты, которые дополнительно позволяли вести свободный огонь вперед и назад по временной линии маршрута, пушки размещались в передней и торцевой частях вагона. В качестве пушечного вооружения бронепоездов наибольшее распространение получили обычные полевые орудия калибра 76,2 мм, иногда, однако, использовались значительно более мощные орудия калибра 150 мм или 220 мм. Для освещения трассы в ночное время служил электрический прожектор, который производил электричество от динамо-машины. К сборке некоторых бронепоездов применялись бронеавтомобили системы Симс, экипаж из четырех человек защищался стальными листами толщиной 5 – 7 мм и вооружался мелкокалиберной скорострельной пушкой Максим. Их бензиновый двигатель имел мощность 7 лошадиных сил, что позволяло им развивать максимальную скорость до 35 км в час. Служили главным образом для разведки, ремонта и защиты путей сообщения, поддержки бронетранспортера в бою и его быстрого соединения с тылом.
Английский опыт применения бронепоездов нового типа был в Европе очень внимательно отслежен всеми военными специалистами, которые были заинтересованы в использовании неортодоксальной боевой техники для нужд предполагаемых боевых действий в условиях современной войны, и идея применения бронепоездов нашла своих последователей, особенно когда Европа скатилась к глобальному конфликту.