В день традиционно мужского праздника 23-го февраля на экранах петербургских кинотеатров появилась новая комедия «Батя». Ее поставил режиссер Дмитрий Ефимович. И ему – судя по премьере – помогала в этом целая группа продюсеров. Жанр картины они определили просто и доходчиво – «самая родная комедия». Хотя, по словам самих творцов, сначала была идея снять ситком для телевидения. Потом на повестке дня появилось еще одно модное слово из теории и практики жанров ТВ –шортком. А в результате случился приятный и добрый комедийный фильм.
Само название картины настраивает на иронично-меланхоличный лад. Все-таки – не «папа», не «отец», а именно вот так, по-домашнему и тепло – «батя». Для наших мальчишек это слово очень многое значит. Не каждый пацан назовет своего предка «батей», а уж девчонка тем более. Это слово словно код для маленького мужчины, чтобы он знал, как называть своего папу, то есть мужчину взрослого. Рано или поздно сыновья вырастают и сами становятся отцами, папами, предками, а кое-кто и «батей». Вот об этом и получилась история в новом фильме.
Ко вполне благополучной семье должен был приехать на свое 70-летие Батя. Но не приехал почему-то. И вся семья – папа, мама, сын и дочь – отправляется в гости к Бате. А по дороге глава семьи по имени Макс (Станислав Старовойтов) вспоминает времена собственного детства и то, как складывались его отнощения с Батей. Нехитрая сценарная формула позволяет нанизывать на историю поездки сцены воспоминаний из вполне конкретного времени детства, когда Максу было всего-то семь лет. Получается этакая серия «Максимкиных рассказов», которые и разыгрывают Батя и его единственный наследник. Здесь мы и подходим к тому, что определило главный смысл всей картины – отношениям отца и его сына.
Давно не приходилось видеть столь обаятельно-смешного дуэта двух актеров разного возраста, как дуэт взрослого Бати (Владимир Вдовиченков) и пацана Макса (Андрей Андреев). Каждый эпизод они разыгрывают с каким-то невероятным ощущением правды, когда жизнь за окнами отнюдь не сахар («лихие 90-е»), но глава семьи пытается сохранить собственное достоинство, уважение сына к себе, а, главное – осуществить благородную миссию мужского воспитания. Что и происходит из репризы в репризу и вызывает, по крайней мере, улыбку, а в большинстве случаев - смех. Каждый из юношей и мужчин, которые посмотрят «Батю», вспомнит свои семейные традиции подобной системы воспитания. А их спутницы по жизни, наверное, смогут понять: как нелегко мальчикам временами превращаться в настоящих мужчин, не теряя чести, сила и пацанского обаяния.
Пересказывать эти истории отношений отца и сына не имеет смысла. Здесь все дело – в деталях: интонации, взгляде, жесте. Владимир Вдовиченков оказался в «Бате» на человеческой и актерской высоте. Но вряд ли бы его успех был бы заметен окажись на месте маленького Макса другой мальчик. Андрей Андреев чем-то неуловимым напомнил мне блеснувшего в конце прошлого столетия Мишу Филипчука («Вор», «Сирота казанская»). Те же широко открытые глаза, удивляющиеся собственному Бате и миру, его непростым законам и правилам. Та же непосредственность и гигантское для маленького пацана желание поступать как взрослый и быть похожим на старшего мужчину в семье, которого так иногда хочется назвать «батей». И то же временами выразительное молчание, когда слов не хватает, но надо по-мужски держать удар.
Тем временем дорожная история поездки к Бате в гости позволяет лучше узнать и почувствовать характер уже повзрослевшего Макса, главу семьи и отца своих детей. Он, конечно, не стал для своих потомков тем «Батей», которым был для него его отец. Понятно, что времена другие, да и сам фильм слишком коротко энергичен для того, чтобы мы могли узнать о том, что происходило с сыном и отцом после рассказанных нам историей. Но от одной детали вдруг набегает во время просмотра фильма горечь. Оказывается, что мама Макса (Елена Лядова), не выдержав сложностей быта и постоянных возлияний Бати, покинула семью. Но эта ситуация – уже из другого жанра, а по сему это обстоятельство так и остается где-то на периферии того, что происходит перед публикой в кадре. И все же мне так не хватало в этих отношениях именно мамы, потому что в моей жизни ситуация была противоположной той, что я увидел в «Бате». Хотя я прекрасно понимаю, что у каждого из зрителей найдется свое личное воспоминание, которое «откликнется» во время просмотра «Бати».
Конечно, семья Макса доберется до Бати, встретимся с ним, но это, как мне кажется, не самое главное в этой энергичной и сжатой как пружина комедии. Чувствуется, что для ее авторов главное - как раз те воспоминания, которые и бередят душу взрослого Макса. Здесь, уже за пределами фильма, на зрителей в зале может накатить целая волна воспоминаний и ассоциаций. Причем, не только по поводу собственной жизни, но и из сферы кино – от Хуциева и Губенко до Михалкова и Тарковского, не говоря уже о легендарном стихотворении Геннадия Шпаликова. Режиссер оставил публике небольшую подсказку по этому поводу: в определенный момент истории герои фильма видят по телевизору легендарную мелодраму Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Еще одно кинонапоминание об отцах советской страны. Батя – из их числа. Недаром на календаре, висящем на «кухне воспоминаний», четко виден год – 1992-й. То было уже тридцать лет назад. И потому так не хочется из тех экранных эпизодов «возвращаться» в нынешнюю жизнь.
Видимо, не хотелось этого и авторам комедии, а потому уже рядом с идущими титрами, в кашированном «окошке» мы вновь и вновь видим сцены о воспитании мужских чувств. Интересно было бы увидеть «Батю» в сериальном варианте. Интуиция мне почему-то подсказывает, что встреча с такими обаятельными героями все ж может состояться на экранах наших домашних и личных средствах доставки контента.
Сергей Ильченко