Что больше всего на свете? Такую загадку задавал своим ученикам древнегреческий философ Фалес. Ответить на этот вопрос удавалось далеко не всем. Тем не менее даже в сложном есть простое: больше всего на свете это пространство, ибо оно объемлет всё. Всё существующее во Вселенной имеет пространственные измерения, и ориентация в пространстве играет огромное значение для деятельности людей.
Между тем представления о сущности пространства кардинально менялись в ходе развития человеческого познания. Так, Аристотель понимал под пространством сумму мест, занимаемых объектами, но рождение классической физики перевернуло представления здравого смысла: физика Галилея, Ньютона под пространством начала понимать протяжённую пустоту, которую в обыденном земном мире никто не видел, поскольку мы живём в газовом пузыре планеты.
Современная физика в лице Эйнштейна пошла ещё дальше, выворачивая на изнанку здравый смысл обыденного человеческого сознания. Теперь под пространством начали понимать жёсткую и упругую среду, которая в 100 тысяч раз прочнее стали и гораздо более упругую, чем резина. Само понятие кривизны или деформации пространства ввёл в науку немецкий математик Гаусс, он 15 лет не публиковал своих научных трудов, боясь непонимания среди коллег. Его работы привели к созданию новой науки − топологии, а геометрия Евклида (которую все мы изучали в школе) оказалась лишь частным случаем обширного разнообразия разных типов геометрий.
Следовательно, при существовании в пространстве кривизны оно неевклидово. В реальном физическом мире поля тяготения и массы вызывают кривизну или деформацию пространства, что проявляется в форме гравитационного взаимодействия. У Исаака Ньютона гравитация — это сила (достаточно вспомнить закон всемирного тяготения), а у Альберта Эйнштейна — это уже кривизна пространства.
Чтобы описать кривизну пространства в каждой его точке необходимы значения двадцати функций координат. Десять из них относятся к части кривизны, распространяющейся в виде гравитационной волны, то есть «ряби»; другие десять определяют распределения энергий, масс, импульса, углового момента, значение универсальной гравитационной постоянной G. По причине крайне малой величины последней, необходимы колоссальные энергии для того, чтобы изогнуть континуум. По мнению академика А.Д. Сахарова, обратная величина G и является критерием жёсткости пространства. С точки зрения нашего обыденного опыта пространство является крайне жёстким. К примеру, общая масса планеты Земля составляет лишь 1/1 000 000 000 (!) кривизны своей собственной поверхности.
Между тем в космосе имеются огромные массы, которые приводят к замыканию пространства, получившие название чёрных дыр. Такие массивные объекты, как правило, находятся в центрах галактик. Они поглощают близлежащие звёзды и накапливают свою массу. По мнению отечественного физика Н. С. Кардашёва, эти объекты могут быть использованы как машины времени. Если войти в чёрную дыру по расчетной траектории, тогда градиент кривизны не окажет разрушительного воздействия на объект, и из-за изменения пространственно-временных проекций можно «прыгнуть» в будущее на сколь угодно далеко.
Специалисты, занимающиеся программой SETI (поиск внеземного разума) считают, что цивилизации, достигшие высокого уровня развития, могут использовать энергию чёрных дыр в своих целях и по их оценкам только в нашей Галактике таких цивилизаций не менее десятка. По современным представлениям в разных моделях может быть от 9 до 11 измерений, которые способны обнаруживать себя на планковских расстояниях и задачи физики будущего выйти на эти параметры в экспериментах. Гипотеза Мультивселенной рисует фантастическую картину существования множества миров 10 в 500 степени параллельных Вселенных, где могут реализовываться разные наборы физических параметров и, возможно, физике XXI века удастся их обнаружить.
Платформа Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.
Также материалы по теме «Космос и Мультивселенная»: