В наш цифровой век резюме до сих пор остаётся первой точкой касания сотрудника и будущего работодателя. Не важно, устраивают вас по блату или вы сами ищете работу, сманивают вас из компании или вы уходите по своим причинам, первое, что просят - это прислать резюме. И даже в самой средней компании на должность специалиста приходят десятки откликов, но больше 60% уходят в мусор даже до первого звонка. А ведь за ними стоят порой весьма толковые люди, которые просто не уделили должного внимания дурацким мелочам.
1. Неправильные контакты
Очень частая ошибка, которую совершают даже приличные соискатели: опечатки в адресе электронной почты или в мобильном телефоне сводят на нет шансы связаться с соискателем, особенно если указан только один контакт. Точно так же не стоит указывать почту, которую вы не проверяете или номер телефона, который у вас не всегда под рукой или бывает недоступен. Кстати, достаточно 2-3 контактов, не обязательно прописывать все мессенджеры и социальные сети - вас и так там найдут.
2. Странная фотография
Фотография в резюме может отличаться от фотографии в паспорте наличием улыбки - это золотое правило, которое вас выручит. Никаких селфи, фото в полный рост, вырезок из общих фото, свадебных и романтичных фотографий, купальников, солнечных очков, шляп, кепок и дуршлагов! Милое деловое фото - лучшее, что можно придумать в этой ситуации. Ваше лицо должно быть хорошо видно, именно оно должно занимать почти всю фотографию.
Вы можете отказаться от фотографии в резюме вовсе - но в последнее время этому элементу уделяют всё больше внимания.
3. Слишком короткое резюме
Лаконичное резюме с указанием мест работы ничем не выделит вас из остальных соискателей. Более того, HR-специалист может подумать, что вы сэкономили время и проявили небрежность, а значит, не очень-то нуждаетесь в работе. Каждое место работы должно включать описание ваших трудовых обязанностей и основные достижений на каждой из должностей. Расскажите об образовании, владении иностранными языками, наградах и дополнительных навыках.
4. Слишком длинное резюме
Резюме более чем на 2 листах - за редким исключением это плохо: либо вы меняли слишком много мест работы, либо рассказываете обо всём на свете: от того, как вы бестолково и безрезультатно изучали JavaScript, до того, что вы владеете программой для работы сканера (это реальные примеры). Ограничьтесь самыми важными фактами и местами работы за последние 7-12 лет, если, конечно, не было решающе важных мест работы.
5. Подробное изложение незначительных успехов
Третье место по бегу в мешках, подача чая на крупном совещании, благодарственный пост на корпоративном портале и поездка на корпоративные шашлыки - не лучшие поводы для гордости в резюме. Оставьте эти байки для знакомства и налаживания контакта с коллегами. Пишите в резюме либо о действительно важных и измеримых результатах, либо о навыках и итогах работы, связанных с той работой, которую вы ищете.
6. Категоричность
Избавьтесь от ультимативных высказываний вроде "Работа у вас или смерть", "Работу далеко от метро не предлагать", "Командировки невозможны", "Только при условии работы за рубежом", "Рассматриваю только руководящие должности" и т.д. Сейчас работа в компаниях динамична - и, как правило, обо всём можно договориться в первые же месяцы работы, проявив себя как хороший, достойный сотрудник. Поэтому стоит попасть в команду мечты, чтобы уже потом решить какие-то очень важные для вас вопросы - возможно, вам предложат вариант, который для вас окажется гораздо более ценным и правильным, чем ваше директивное пожелание.
7. Завышенные требования по зарплате
Если вы не имеете опыта в выбранной сфере или только вчера вышли из вуза, но при этом требуете среднюю зарплату по рынку или даже выше, то это говорит не о вашем чувстве собственного достоинства, а о вашей общей неадекватности. Варианта два: либо изучите рынок и просите заработную плату по вашим реальным возможностям, либо не указывайте сумму. Это очень скользкий момент и важно суметь довести его до собеседования и там взвешенно обсудить.
Увы, редко, но бывает и обратная ситуация: соискатель указывает слишком низкий уровень заработной платы, а работодатель не до конца порядочно поступает и удовлетворяет его. Это ещё одна причина обойти вопрос денег непосредственно в резюме или, если того требует автоматическая система сервиса поиска вакансий, указать довольно широкий интервал.
8. Грамматические ошибки
Просто нонсенс в любом резюме. Попросите его вычитать друзей, внимательно перечитайте сами и "прогоните" через сервисы проверки грамотности (text.ru, Орфограммка).
9. Невнимательность к мелочам
Опечатки, лишние пробелы, небрежное оформление, ложь в резюме, искажение фактов и т.д. по невнимательности - худшее, что может произойти с этим документом. Резюме должно трактоваться однозначно, выглядеть презентабельно: без украшений, но и без недостатков. Это до-ку-мент. Вам же не придёт в голову оформлять договор или счёт-фактуру тремя цветами и шрифтом Comic Sans (хотя этим вы никого не удивите, в компаниях видали всякое).
10. Биографичность :-)
Не рассказывайте в резюме о причинах ухода из компаний, особенно, если они не укладываются в формулировку "по собственному желанию", не пишите, что у вас болезненные дети и вам нужны больничные, не рассказывайте, что отказываетесь от командировок, потому что не переносите самолёты и вам в них плохо, не описывайте свои состояния, болезни и мысли (если только они не оказывают прямого значительного влияния на будущую работу).
Да, бывают креативные резюме (в виде сайтов, игр, мобильных приложений и т.д.) и они производят впечатление. Но на моей практике была история, когда девушка-HR не смогла запустить приложение от дизайнера и ему отказали, а он оказался весьма статусным специалистом. Поэтому, если вы сомневаетесь в квалификации нанимающих вас специалистов, демонстрацию спецэффектов оставьте до собеседования или отправьте ссылкой в дополнение к основному "скучному" резюме.
И главное, ничего не бойтесь, - отправляйте резюме туда, куда нужно именно вам. Порой можно получить неожиданное и приятное предложение!
Лично мне не пропустить ни одного звонка и встречи, а также работать быстро и продуктивно помогает RegionSoft CRM - мощная универсальная CRM для малого и среднего бизнеса :-) Это реклама, но это и правда.