Обычному человеку кажется, что благо — это то, что ему нравится, а зло — это то, что ему не нравится. С такого примитивного понимания блага мы все начинаем в детском возрасте. И пока наш разум слаб, мы следуем за своими чувствами в определении того, что является благом, а что нет. Получается: сладкое — благо, горькое — зло, мама — благо, а делающая прививку медсестра — зло и т.д. Однако, по мере взросления, развития мышления и накопления опыта оказывается, что не всё приятное — благо, и не всё неприятное — зло. Мы начинаем целенаправленно задаваться вопросом, что на самом деле есть благо? И ответ оказывается совсем не прост.
Человек может прийти к любому пониманию блага, но здесь мы рассмотрим только его стоическое понимание. Согласно стоикам, благо — это согласное с природой совершенство нашего разума и всё, что этому способствует. И вот оказывается, что вкусная еда наш разум не совершенствует, а потому она не благо и вообще безразлична, а мужество — обязательная характеристика совершенного разума, и потому нужно быть мужественным, даже тогда, когда это причиняет страдания. К такому пониманию блага можно прийти только с помощью разума путём познания объективной реальности, изучения философии, осмысления того и другого. Это и значит, что благо умопостигаемо.
Сенека так обосновывал это философское утверждение:
"Вопрос таков: чувством или рассудком постигается благо? С ним связано и утвержденье, что в бессловесных животных и младенцах нет блага. Кто ставит выше всего наслажденье, те считают благо чувственным; мы же, приписывающие благо душе, — умопостигаемым. Если бы о благе судили чувства, мы бы не отвергали никаких наслаждений: ведь все они заманчивы, все приятны, — и наоборот, не шли бы добровольно на страданье, потому что всякое страданье мучительно для чувств. Далее, не заслуживали бы упрека слишком уж приверженные наслаждениям и больше всего боящиеся боли. Мы же порицаем предающихся обжорству и похоти и презираем тех, кто из боязни боли ни на что не отваживаются и теряют мужество. Но в чём их грех, если они повинуются чувствам, которым вами же отдано право судить о благе и зле и решать, к чему стремиться, а от чего отказываться. Ведь ясно, что лишь разум властен выносить приговор о жизни, добродетели, о честности, а значит и о благе и зле. А они поручают судить о самом лучшем самой грубой из наших способностей, так как приговор о благе должно выносить чувство, тупое и близорукое, куда менее проворное у человека, чем у других животных".
Научиться надёжно отличать благо от зла — первая и очень сложная задача стоика. А есть ещё и вторая, — ещё более сложная, — так переформатировать свои чувства, чтобы они соответствовали нашему разуму, чтобы благо нам всегда нравилось, а зло не нравилось.
#самопознание #образ жизни #психология #разум #саморазвитие