Найти тему
Злата Вишневская

Бойцовский клуб: Как (вы)жить вместе

Часть 2

начало см

3. Имя. Тело.

Тут Барт ничего про имя не говорил, но мне есть что сказать, в продолжение к теме отношения к собственности. Обычно Имя (именование) и практики телесности есть самый первый акт индивидуации и маркер идентичности. => смена Имени является символическим жестом перехода/ инициации, трансформации (напр. при посвящении в монашеский/ священнослужительский сан, вступлении в брак или разводе; продвижение в карьере- должность). Визуальный жест перехода/инициации воплощается в теле (татуировки, обрезания/кастрация, телесно-визуальные маркеры возраста и пр).

В БК именная/телесная «жестикуляция» образует дополнительное измерение прекрасного.

Рассказчик входит в историю как Аноним (единица das -man ), очерченный только бренд-именами вещей, которые он потребляет; даже на его визитке нет имени. Всё начинает усложняться, когда анонимная самотождественная «автономность» начинает трескаться и обнаруживаются «зазоры» в бессубъектности/неидентичности. Для начала, герой идет в анонимные группы поддержки (т.е. размножает свою и без того размытую идентичность «на ксероксе»), где тем не менее, приходится все-таки выбрать себе какие-то имена – псевдонимы. Заканчивается БК также анонимным большинством: у участников проекта «Разгром» нет имён, имя (право на индивидуальность) возвращается лишь со смертью – для сотворения мифа и сохранения памяти/истории (-отсылка к религиозным практикам причисления к лику святых и обряду крещения). Символическое отнятие имени происходит также в сцене с азиатским студентом-ветеринаром, которому Тайлер приставляет пистолет к затылку, требуя возродиться для «новой, собственной его жизни». В качестве «гарантии» обращения Тайлер отбирает символ идентичности - ID (identitifier card ); далее, уже в самом разгаре проекта Разгром, в фильме будет секундный кадр, показывающий дверь в комнате Тайлера, сплошь увешанную карточками ID . Инверсия анонимности/присвоения/отнятия/возвращения имени достигает апогея в момент, когда Рассказчику открывается ( именно- как Откровение) его собственное имя. В момент обретения имени/собственной идентичности наступает и личная-именная ответственность; именно с этого момента герой начинает активно быть «аутентичным собой» - пытается защитить Марлу, сдаться с повинной, обезвредить бомбу и пр.

Забегая вперед (подробнее – в разделе 4), промежуточный вывод: самая большая проблема бессубъектного (размыто-толерантного, антиницшеанского, "рыхлого") общества das-manов - это проблема ответственности. Экзистенциалисты твердили, что она есть, ее никуда не денешь – она есть по праву и по структуре бытия-человеком. Но в том обществе, которое выдвигает в качестве идеала Тайлер, обществе анонимных «обезьянок-космонавтов, жертвующих собой ради великой цели», именная ответственность невозможна. А так как «вообще-ответственности» не бывает, приходится искать фигуры, которым можно ее делегировать, и которые ее смогут в полной мере присвоить. В этом и есть феномен лидерства – лидер «назначается» контейнером коллективной ответственности анонимного большинства.

С телесностью также происходят существенные трансформации – Рассказчик комментирует тела членов БК, которые приходят рыхлыми и дряблыми, но уже через три недели становятся тренированными, обретшими форму. Все члены БК носят недвусмысленные опознавательные телесные «знаки отличия» - синяки, ссадины, ушибы, рубцы, шрамы; у многих сломаны и свернуты носы, некоторые -в гипсе, некоторые- в металлическом каркасе для поддержки смещенных позвонков. Отдельно следует сказать о «кастрационном комплексе» в фильме: это скрытая антиномия присутствиеотсутсвия, или – мерцающего присутствия, реализованная весьма иронично. С одной стороны – группа поддержки мужчин с раком яичек, и многие из участников уже прошли операцию, с другой стороны – кинофокусы Дёрдона, пристраивающего вырезанные кадры с мужскими органами в детские мультики; вполне евнухоподобный Рассказчик, становящийся брутальным Тайлером; мужчины из той же группы поддержки, восстанавливающие свою маскулинность в тесном контакте друг с другом в бою, прямые угрозы кастрации в сценах с Властными Фигурами ( начальник полиции, и сам Рассказчик ,явившийся в полицейский участок с повинной).

Наконец- волосы. Все участники проекта «Разгром», как и Тайлер в конце- бритоголовые. Постриг, с одной стороны- это принесение жертвы*, с другой – также маркер перехода (отказа от индивидуального, субъектности).

Заметки на полях

* ( фраза Тайлера в адрес свежеобритого новобранца «обезьяна-космонавт жертвует собой ради общего блага»)

4. Лидер. Ритм (Власть). Инвестиции ответственности.

«Ритм- вот что власть устанавливает прежде всего (ритм во всем: в жизни, времени, мысли, речи» (Р.Барт). Транслируется ритм, как правило, некой фигурой лидера.

Барт в теме лидерства ссылается на два типа харизмы (условно обозначаемый «западный» и «восточный»): харизма воинствующая (вождь, начальник) и харизма образца (старец, гуру). У каждого – своя модель формирования и свои функции, и в БК имеются прекрасные иллюстрации на тему обоих.

Сначала Рассказчик входит как аритмичный элемент – у него бессонница, jet -lag из-за постоянных перелетов; он дезориентирован, потерян. Появляется экзистенциальная нота: выпадение из ритма (тут – из-под «внешней» власти) неизбежно приводит к страданию, потому что наваливается необходимость что-то делать с выбором и ответственностью. Рассказчик ищет способы вернуться в некую ритмичную структуру: умоляет врача о медикаментах, пытается раствориться в групповых сеансах; как только найдена внешняя структура (встречи по определенным дням недели), наступает облегчение и возвращается сон; характерно, что Рассказчик при этом живет не-своей, симулянтской (симулякрской) жизнью. Марла, при которой он не может притворяться, разрушает было ритмичность, но Рассказчик быстро гасит аритмию договором о распределении дней недели/групп для посещения, так, чтобы не встречаться с необходимостью быть собой.

На этой стадии тема лидерства как будто не оформлена, размыта, как и в целом размыта и бесформенна фигура самого Рассказчика. Антиномии двух типов лидеров подается через образ Начальника Рассказчика (см. выше 2.Пространство) и руководителей групп поддержки. Босс, конечно, «западный», руководители групп поддержки- ближе к «восточному», так как начальнических функций не несут, сами в прошлом были «одними из». Но это пока такие картонные псевдофигуры, формальные маркеры неких условных общественных отношений. С появлением Дёрдона Рассказчик перестает нуждаться во внешних структурах– всю полноту ответственности он может делегировать этой новой инстанции, которая задает свой ритм. Как следствие - Рассказчик перестает ходить в группы поддержки, уходит с работы.

Интересно, что Тайлер появляется сначала с харизмой гуру; его никто не выбирал в «лидеры» БК – но его лидерство, как и подобает гуру/образцу, самоочевидно (недаром, при обсуждении, с кем из знаменитых Тайлер хотел бы поединок, он упоминает Ганди). Кульминационным моментом в становлении Тайлера - лидера, стал эпизод избиения его владельцем бара, в подвале которого собирался первоначальный БК. Согласно Барту, лидер -гуру «не атакует и не бежит»; в сцене избиения Тайлер именно это и делает – он ни атакует, ни бежит; и не позволяет остальным вмешаться. Он образцово «за нас за всех пострадал», продемонстрировав несущественность единичного страдания, если оно претерпевается ради «великой цели». => проиграл поединок, но выиграл войну, стал первой «обезьянкой-космонавтом», прототипом для своей армии, фигурой, с которой все последующие «обезьянки» проективно идентифицировались; обрел паству и безоговорочную власть над ней. Именно безоговорочная власть сдвинула режим- из гуру Тайлер превращается в Вождя, со всеми причитающимися атрибутами; у него неограниченные ресурсы (бесплатная еда, трансферы, проживание), которые ему добровольно обеспечивает его паства в обмен на бремя делегированной ими ответственности.