Начало здесь.
Зачем я решила описать всё то, что произошло со мной? Если я уйду слишком рано и не успею сделать то, ради чего пришла в этот мир, должен найтись человек, который победит зло.
К своим странным особенностям я привыкла и не придавала им большого значения, но случай со старинным портретом не прошёл даром.
Через несколько дней после именин матушка застала меня в гостиной, где я стояла перед изображением своей тёзки Елены и шевелила губами. Так это выглядело со стороны, на самом же деле мы с Еленой беседовали.
Здесь мне придётся признаться, что среди того хорошего, чему научила меня Елена, был и один недостаток: я стала говорить неправду. В своё оправдание могу сказать, что причиной тому было нежелание беспокоить матушку и страх разлуки с Марфушей. Поэтому на вопрос матушки, что я делаю, смело отвечала, что хочу рисовать этот портрет с натуры. И, чтобы усыпить подозрения в свой адрес, тут же попросила матушку позволить мне принести в гостиную мольберт и краски.
Матушка, одобряя моё рвение к рисованию, распорядилась выполнить моё желание. С тех пор разговоры с Еленой-старшей стали привычным моим времяпровождением.
Елена отличалась сильным и независимым характером. Если бы не она, возможно, я никогда не решилась бы бросить вызов злу.
Я доверила ей свои воспоминания о случившемся с Митей. Елена опечалилась его судьбой, но и в тот день и в дальнейшем всегда повторяла, что надо идти вперёд и не бояться судьбы.
Учитель же мой итальянец, увидев неоконченную ещё мою работу, назвал её по неведению автопортретом. С разрешения родителей, я провела синьора Джузеппе в гостиную и всё объяснила. Он сперва растерялся, затем же указал мне на некоторые детали, делавшие портрет Елены-старшей больше похожим на мой собственный. Я хотела исправить их, но учитель удержал меня от этого:
-Это не недостатки, девочка, это твоё видение, так сказать, взгляд художника. Лицо её на твоём холсте более мягкое, женственное. Возможно, она действительно была такой при жизни, но старинный портрет не передал этих черт, они открылись лишь твоему внутреннему взору.
Вошедшему батюшке он похвалил мою работу, заметив, что скоро, возможно, его уроки станут не нужны мне. Вдвоём мы уговорили синьора Джузеппе не прекращать наших занятий.
Елена же на следующий день попросила меня потихоньку принести в гостиную маленькое зеркало. Я развернула мольберт так, чтобы он стоял холстом к портрету, и держала зеркало, чтобы оно отражало лицо Елены. Так прошло несколько минут. Затем Елена-старшая вздохнула и потребовала всё унести. Я испугалась, что обидела её. Но Елена лишь велела, когда портрет её будет готов, заказать для него раму и в будущем подарить его моему жениху.
-Для чего это? – спросила я.
-Так ты через меня всегда будешь знать, любит ли он тебя.
Мысли о замужестве тогда совсем не тревожили меня, но я всё-таки отважилась сказать Елене, что никакой жених мне не нужен. Она лишь загадочно усмехнулась в ответ:
-Конечно, дорогая, ты не обязана выходить замуж. Как показывает пример твоих тётушек, это совсем не обязательно. Но кто знает, ко знает…
Незадолго до моих следующих именин в семье случилось радостное событие: у меня появился брат, названный по батюшке Алексеем.
Матушка расцветала на глазах, глядя на мальчика.
Однажды мы сидели с рукоделием в детской, где Алёшенька мирно спал. Слыша, как матушка чуть слышно что-то напевает, я спросила. счастлива ли она.
-Конечно, я счастлива, - ответила матушка. – Ты сама всё поймёшь, Елена, когда будешь вот так любоваться своими детьми.
Наверное, лицо моё не отразило того, что хотелось бы увидеть на нём матушке.
-Ты разве не хочешь, когда подрастёшь, иметь семью и детей?
-Мне рано ещё, государыня графиня, - ответила я.
-Не так уж и рано. Ещё три года – и нужно будет шить для тебя туалеты и вывозить на балы. Аннушке было 16, когда она вышла замуж.
-А если я не хочу выходить замуж?
-Ты, видимо, и впрямь ещё мала, - вздохнула матушка. – Что ж, всему своё время.
Я вспомнила слова Елены-старшей:
-Но государыня графиня Софья Алексеевна, батюшкина кузина, вовсе не выходила замуж. Разве она стала плоха от этого?
-Это Марфа тебе сказала? – спросила матушка. Голос её не изменился, ноя чувствовала. Как она вся напряглась внутри.
-Софья Алексеевна приезжала к нам, когда мы ещё жили в Анненково.
-Разве ты помнишь об этом? Ты была совсем дитя, тебе ещё трёх лет не было!
-Я помню. Она была такая нарядная всегда. У неё было синее платье с такой пышной юбкой, что она не смогла сесть в карету, когда мы ехали на прогулку, и государь граф велел запрячь открытую коляску.
Мне удалось снова отвлечь матушку, переключив её мысли на воспоминания. Я же сидела и мучалась мыслью: Елена сказала не «пример тётушки», а «пример тётушек». Кто же была вторая, неизвестная мне персона?
Видимо за разгадкой следовало снова обратиться к разговорчивому портрету, что я сделала следующим утром.
Предыдущая часть здесь.
Продолжение здесь.
Жду ваших комментариев, критики и предположений)))