На протяжении многих сотен лет, #проблема бездомности проявляется в разных формах.
Сложившиеся представления о бездомных оказывают существенное влияние на обращение общества к данной группе населения:
1. Высокий уровень дискриминации в предоставлении медицинских услуг;
2. Территориальная маргинальность в местах помощи бездомным;
3. Применение насилия и др.
#Бездомные сталкиваются с большим количеством проблем, которые не имеют возможности быть решенными в условиях современных реалий.
Социальные организации в России не имеют достаточной научно обоснованной методологии работы с людьми без определенного места жительства.
Проводимые #исследования бездомности на территории России зачастую выполняют с точки зрения социально-экономической проблематики.
Тема личности бездомного в российской психологии на данный момент слабо проработана, а существующие исследования направлены на негативные аспекты жизни человека без определенного места жительства.
В исследовании проведенном НИУ ВШЭ, предметом изучения стала #личность бездомного .
Духовное измерение личности считается фактором жизнестойкости и мощным источником ресурсов для борьбы человека с трудными обстоятельствами и стрессом.
Понятие духовного ресурса на сегодняшний день слабо проработанно, тем не менее в исследовании НИУ ВШЭ был сделан упор в первую очередь на работы Ф.Е. Василюка о духовных состояниях и на его понимание духовного совладания.
Бездомный оказывается в ситуации, когда устройство прежнего мира претерпевает серьезные изменения:
1. Разрушаются отношения, в которые входили элементы этого мира;
2. Сбивается смысловая логика;
3. Человек лишается старых социальных связей.
Бездомный вынужден изменить не только свою роль в общественной жизни, но и привычный способ удовлетворения базовых потребностей.
То, что называют «расчеловечиванием», может быть результатом столкновения личности бездомного с ситуацией символической смерти, которая выражается в его исчезновении и невидимости как существа социального.
Переживание утраты привычного образа жизни причиняет бездомному страдание, или говоря словами Ф.Е. Василюка «Страдание испытывает человека».
Ситуация бездомности, ставит личность перед вопросом о самых глубинных смыслах собственного существования.
Бездомный сталкивается со сложной задачей переструктурирования и изменения отношений внутри собственного жизненного мира.
У бездомных нет возможности опереться на социальные ресурсы:
- государство,
- социальные институты;
- поддержка семьи, коллег, друзей;
- собственное пространство дома и т. д.
Возвращение в социальную жизнь переживается бездомным как ситуация невозможности.
После утраты права жить в прежнем доме, общаться с прежними людьми, лишившись всех планов на будущее, человек, оказавшийся на улице, приспосабливается полагаться на себя, на удачу или на Бога, если мы говорим о верующем человеке.
В исследовании НИУ ВШЭ приняли участие 38 бездомных, временно проживающих в приюте «Теплый прием» (г. Химки).
В ходе исследования участникам было предложено заполнить ряд методик и предлагалось ответить на вопрос о том, используют ли они духовные практики.
По результатам исследования было выявлено:
1. Использование бездомными духовных практик с определенной вероятностью повышает показатели ценности жизни, надежды и субъективного благополучия.
2. Обнаружены значимые различия между бездомными в зависимости от уровня духовного смысла в выраженности позитивных личностных переменных, таких как оптимизм, субъективное благополучие, ценность творчества, ценность себя, рефлексивность.
Также был выявлен факт различия в уровне апатии между группами с высоким и низким показателями духовного смысла, что, в свою очередь, может указывать на возможность компенсации недостатка мотивационных ресурсов ресурсами духовными, в частности, с помощью духовного осмысления того, что произошло.
Например, Д.А. Леонтьев выделяет особую категорию метаресурсов личности, спецификой которых является способность к переструктурированию системных связей между человеком и миром, за счет чего даже в априори отрицательных обстоятельствах могут быть найдены позитивные возможности.
По мнению Ф.Е. Василюка, переживаемое несчастье бездомный может осмыслять в плоскости духовного не как роковую случайность или величайшую несправедливость, а как «геологический разлом бытия, который открывает невидимые до того корни и слои <...> жизни, как нечто чреватое глубинным смыслом, новым поворотом в жизни, как вызов и зов».
______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Одаренные дети: творческий потенциал, возможные трудности развития и ошибки родителей
Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?
Как разные поколения относятся к психологической помощи?
Почему люди суеверны и верят в паранормальное?
Чего ожидать от трансформаций современного брака?
Послеродовая депрессия: то, о чем не принято говорить
Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?
_______________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.