Найти тему
TIME PSYCHOLOGY

Что переживают бездомные и почему одни преодолевают трудности легче, чем другие?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На протяжении многих сотен лет, #проблема бездомности проявляется в разных формах.

Сложившиеся представления о бездомных оказывают существенное влияние на обращение общества к данной группе населения:

1. Высокий уровень дискриминации в предоставлении медицинских услуг;

2. Территориальная маргинальность в местах помощи бездомным;

3. Применение насилия и др.

#Бездомные сталкиваются с большим количеством проблем, которые не имеют возможности быть решенными в условиях современных реалий.

Социальные организации в России не имеют достаточной научно обоснованной методологии работы с людьми без определенного места жительства.

Проводимые #исследования бездомности на территории России зачастую выполняют с точки зрения социально-экономической проблематики.

Тема личности бездомного в российской психологии на данный момент слабо проработана, а существующие исследования направлены на негативные аспекты жизни человека без определенного места жительства.

В исследовании проведенном НИУ ВШЭ, предметом изучения стала #личность бездомного .

Духовное измерение личности считается фактором жизнестойкости и мощным источником ресурсов для борьбы человека с трудными обстоятельствами и стрессом.

Понятие духовного ресурса на сегодняшний день слабо проработанно, тем не менее в исследовании НИУ ВШЭ был сделан упор в первую очередь на работы Ф.Е. Василюка о духовных состояниях и на его понимание духовного совладания.

Бездомный оказывается в ситуации, когда устройство прежнего мира претерпевает серьезные изменения:

1. Разрушаются отношения, в которые входили элементы этого мира;

2. Сбивается смысловая логика;

3. Человек лишается старых социальных связей.

Бездомный вынужден изменить не только свою роль в общественной жизни, но и привычный способ удовлетворения базовых потребностей.

То, что называют «расчеловечиванием», может быть результатом столкновения личности бездомного с ситуацией символической смерти, которая выражается в его исчезновении и невидимости как существа социального.

Переживание утраты привычного образа жизни причиняет бездомному страдание, или говоря словами Ф.Е. Василюка «Страдание испытывает человека».

Ситуация бездомности, ставит личность перед вопросом о самых глубинных смыслах собственного существования.

Бездомный сталкивается со сложной задачей переструктурирования и изменения отношений внутри собственного жизненного мира.

У бездомных нет возможности опереться на социальные ресурсы:

- государство,

- социальные институты;

- поддержка семьи, коллег, друзей;

- собственное пространство дома и т. д.

Возвращение в социальную жизнь переживается бездомным как ситуация невозможности.

После утраты права жить в прежнем доме, общаться с прежними людьми, лишившись всех планов на будущее, человек, оказавшийся на улице, приспосабливается полагаться на себя, на удачу или на Бога, если мы говорим о верующем человеке.

В исследовании НИУ ВШЭ приняли участие 38 бездомных, временно проживающих в приюте «Теплый прием» (г. Химки).

В ходе исследования участникам было предложено заполнить ряд методик и предлагалось ответить на вопрос о том, используют ли они духовные практики.

По результатам исследования было выявлено:

1. Использование бездомными духовных практик с определенной вероятностью повышает показатели ценности жизни, надежды и субъективного благополучия.

2. Обнаружены значимые различия между бездомными в зависимости от уровня духовного смысла в выраженности позитивных личностных переменных, таких как оптимизм, субъективное благополучие, ценность творчества, ценность себя, рефлексивность.

Также был выявлен факт различия в уровне апатии между группами с высоким и низким показателями духовного смысла, что, в свою очередь, может указывать на возможность компенсации недостатка мотивационных ресурсов ресурсами духовными, в частности, с помощью духовного осмысления того, что произошло.

Например, Д.А. Леонтьев выделяет особую категорию метаресурсов личности, спецификой которых является способность к переструктурированию системных связей между человеком и миром, за счет чего даже в априори отрицательных обстоятельствах могут быть найдены позитивные возможности.

По мнению Ф.Е. Василюка, переживаемое несчастье бездомный может осмыслять в плоскости духовного не как роковую случайность или величайшую несправедливость, а как «геологический разлом бытия, который открывает невидимые до того корни и слои <...> жизни, как нечто чреватое глубинным смыслом, новым поворотом в жизни, как вызов и зов».

______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Одаренные дети: творческий потенциал, возможные трудности развития и ошибки родителей

Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?

Как разные поколения относятся к психологической помощи?

Почему люди суеверны и верят в паранормальное?

Чего ожидать от трансформаций современного брака?

Послеродовая депрессия: то, о чем не принято говорить

Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?

_______________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.