Начиная рассказ о городе Воркуте , где я прожил большую часть своей жизни , надо сказать , а прожил я там не мало - ровно 55 лет , что на улице Мира стоит замечательный памятник - стела нашему славному городу . Огромный куб - постамент покоится на пластах угля , с обеих сторон которого выполнена мозаика жизни северного города , с одной стороны шахтёры , а с другой стороны строители первопроходцы . С торца памятника обращённого к Мэрии города высечена надпись - 26 ноября 1943 года , в суровое время борьбы с фашизмом основан наш город . Город строился в тяжёлые годы войны , когда угольный Донбасс был захвачен фашистами , Ленинград был в кольце блокады , а немецкие войска стояли под Москвой . Но всё было подчинено победе и фронту …
И город строился и жил и работал на фронт и блокадный Ленинград . Уголь пошёл в центр России , на северо-запад и в блокадный Ленинград .
О Воркутинских углях страна знала давно , ещё в 1923 году охотник Попов нашёл выходы пластов каменного угля на берегу реки Воркуты и сообщил об этом властям .
Но только в 1933 году была снаряжена первая геологическая экспедиция , которая начала детальную разведку этих месторождений и вот так были открыты Воркутинские угли геологом Черновым в Печорском угольном бассейне .
Вспоминаю Воркуту пятидесятых годов – серое , серое небо и низко летящие тучи , снег весной грязно-чёрный , летом вечный дождь …
Город только строится , строятся шахты и дома , прокладываются улицы , а кругом высокие заборы с колючей проволокой , по углам вышки с часовыми . На работу и с работы ЗЕКОВ водят строем по краям с овчарками , немецкие овчарки очень злые - всё время рвутся с поводка , кидаются на заключённых , у конвоиров постоянно примкнуты штыки к винтовкам .
Вся Воркута забита лагерями - строят шахты заключённые , город строят одни заключённые , уголь в шахтах тоже добывают большинство заключённые и бывшие ЗК . Многим нет выезда из Воркуты после освобождения из лагерей и зон . Да и вся дорога в Воркуту состоит из одних лагерей и зон вдоль всей железной дороги . Начиная от Котласа и до самой Воркуты на всех станциях
кругом стоят лагеря и зоны , все валят лес и грузят его в вагоны
для великой страны . На каждой станции заходят военные внутренних войск и проверяют паспортный режим , иногда выводят подозрительных .
Дороги в Воркуте по кольцу строятся по Северу и по Западу , отсыпают их из шахтной породы , которая горит и дымит , а потом становится рыжей и перегорелой , красноватого цвета …
Кольцо ещё долго не замкнуто , автобусы по Западу идут до посёлка Ворга-Шор , а по Северу до посёлка Промышленного . Если навстречу едет машина или автобус , то надо искать карман и ждать , когда встречный проедет и дорога освободится , зимой и летом одна узкая серая колея , но уголь с шахт возят по железке.
Почему я об этом пишу так подробно , да потому что город начинал жить и строился и вольнонаёмных было в городе очень мало , то есть - гражданских людей , а была система МВД . Мой отец после войны да и всю войну был водителем , шофёром или водилой как говорят теперь … Он водителем прошёл две войны и Финскую и Отечественную , в Воркуту приехал на заработки после демобилизации . Возил начальника комбината «Воркутауголь» -
полковника МВД Кухтикова , а потом пересел на автобусы и двадцать лет крутил баранку в Воркуте . Отец у меня в Воркуту приехал в 1946 году , а мать приехала в 1948 году , а в 1950 родился у них я , а в 1952 и моя сестра Галя .
Детских садов в городе было мало , свободных нянечек не было ,
я в детских яслях был полгода и сестра около года , а так мы росли дома и на улице , а большее время ездили на капоте автобуса
с отцом в кабине по кольцу . Дни в Воркуте летом длинные , так что за отцовскую смену мы по два или три раза ездили на Ворга- Шор и обратно или до Промышленного и назад в город .
Родителям приходилось работать , а нас некуда было девать …
Продолжение следует.
Сайт на ПРОЗА. РУ -
https://proza.ru/2009/03/31/625