Если мужчина (равно как и любое другое животное) ведет себя агрессивно, есть две формы поведения: защищаться или бежать.
Про то, как защищаться, я вам уже много писал. Краткое содержание своих взглядов я прочитал буквально на днях в виде шуточного диалога: «Папа, что делать, если мальчишки обижают?» «Возьми лопату». «Папа, я же девочка!» «Возьми розовую лопату».
А насчет бежать ― не писал. Пишу.
Бежать можно. Когда ты видишь в темной подворотне группу мужчин неопределенных намерений, можно ли бежать и орать? Можно. Когда ты видишь дома пьяного супруга, которому срочно нужно выяснить отношения, можно ли брать детей под мышку и бежать? Можно.
Главное не забывать об одном. Все подобные сбегательно-сберегательные модели поведения хорошо работают только в одном случае: сбежала и не вернулась никогда. Возьмите тот же пример с подворотней. Какой смысл бежать и орать, если через пять минут ты вернешься туда же? Огребешь еще и за то, что сбежала, и за то, что орала. Если речь идет о семье, то я потом буду слышать от ваших взрослых детей стандартную фразу: «Наша мама все наше детство с нами от пьяного папы по соседям пряталась».
Бегство помогает сиюминутно избавиться от словесного и физического насилия. Тактически. Но стратегически оно работает плохо. Агрессор лишний раз убеждается в своей правоте и всемогуществе. Поэтому следующая атака ― вопрос времени. Когда я был маленький, однажды я попробовал сбежать от укола в попу. У нас были две комнаты, смежные между собой и коридором. Можно было бегать по кругу. Я очень ловко это долго делал. Меня поймали, укололи, устыдили, сказав, что я уже большой трехлетний мальчик. Укол не помню. Стыд помню.
В отличие от бегства, после «удара лопатой» даже у не очень умного человека просыпается стратегическое мышление. У не очень уважающих себя женщин зарождается уважение к себе. И вообще, жить в ожидании, когда тебя оскорбят или ударят, вредно для психики. И взрослой, и детской.
Жить в осознании, что ты всегда получишь в ответ ― очень полезно для любой психики. Даже если психики совсем мало, а средств индивидуальной защиты много.