В этой статье я подробно расскажу о двадцатой серии второго сезона. С правильной очерёдностью просмотра второго сезона можно ознакомиться здесь. Ввиду того, что названия серий переводились на русский язык не всегда точно, я также буду указывать дословное или более правильное название. Не запутайтесь 😉
Название эпизода: "Меж двух огней" (In Between). Если дословно, то название означает просто "между", ни о каком огне речь не идёт. Но перевод красивый и в данном контексте верный.
Автор сценария: Майкл Лосефф (также написал "Любовь", "Симона", "Выбор", "Невинный", "Гамбит", "Шум", "Милосердие", "Возвращение", "Третий лишний", "Приближение к нулю", "Странствующий медиум", "Жертва", "Странная логика", "Не был").
Режиссёр: Джозеф Сканлан (также снял "Милосердие").
Злодей: Эйбел Геллнер.
Сюжет: на одном из заданий Никита сталкивается с мужчиной, который представляется оперативником Отдела, "пропавшим без вести" много лет назад. Он оказывается мужем Мэдлин, и Никита вынуждена выбирать между своими руководителями. Шеф просит её убить Чарльза, а Мэдлин — спасти.
Интересные факты.
💣 Это любимый эпизод Джоэла Сурноу, и в нём ставится жирная точка сразу в нескольких сюжетных линиях, развивающихся на протяжении второго сезона. Мэдлин навсегда закрывает дверь в своё прошлое, Майкл перестаёт быть наставником Никиты, а из-за кулис появляется загадочный "мужчина с бородкой" и давняя подруга Карла.
💣 Мужа Мэдлин сыграл известный британский актёр Стивен Беркофф, и создатели были очень рады, что смогли уговорить его на съёмки.
💣 В изначальной версии сценария сцена до титров была посвящена разговору Мэдлин и Никиты по поводу предыдущего задания (в серии "Последняя ночь") и спасения маленькой девочки. Мэдлин предупреждает Никиту, что подобное поведение (сочувствие к жертвам) однажды может убить её, и что каждую миссию нужно оценивать как сложную математическую задачу, без учёта собственных чувств. Так как подобные "лекции" мы уже не раз слышали из уст шефа, создатели посчитали сцену повторением пройденного и решили от неё отказаться.
💣 Одним из пунктов преткновения при выборе Петы Уилсон на роль Никиты был её австралийский акцент. Создатели так толком и не объяснили, откуда он у главной героини, но планировали приоткрыть завесу тайны в этой серии. После ужина с Карлой и её бойфрендом Никита выпивает чуть больше, чем нужно, и чувствует себя достаточно расслабленно, чтобы рассказать о своём детстве. Она говорит, что скучает по Австралии, по своей семье, по океану и по кенгуру. Хотя это вполне объясняло акцент, в конечном итоге создатели решили вырезать эту сцену и оставить прошлое Никиты в тумане — до тех пор, пока не понадобится рассказать о нём более подробно.
💣 Вместо вырезанных сцен была добавлена сюжетная линия, в которой шеф отстраняет Майкла от дел, и он больше не является наставником Никиты. Также практически в последний момент создатели решили, что Мэдлин убьёт своего мужа, так как оставлять его в живых было бы слишком опасно.
💣 Один из самых шокирующих моментов серии — это финал, в котором раскрывается, что Карла всё это время притворялась подругой Никиты. Для создателей это было своего рода внутренней шуткой: в первой серии первого сезона, когда девушки только знакомятся, Карла приносит Никите растение в горшке. Растение по-английски будет "plant", и точно так же называют "крота" или "подсадную утку". Конечно, тогда (в первой серии первого сезона) создатели ещё не планировали такой поворот сюжета, но совпадение вышло знатное.
💣 Шеф приходит в квартиру Никиты второй раз за сериал (первый раз был в серии "Пропавший").
💣 Чарльз Сэнд говорит, что пропал без вести во время миссии "Парсифаль". Название миссии — это очередная внутренняя шутка создателей, отсылка к знаменитой опере Вагнера, которую обожает Роберт Кокран.
Музыка.
🎶 Stereolab 'Refraction in the Plastic Pulse'
Никита выходит из душа.
🎶 Esthero 'Superheroes'
Ужин в квартире Никиты.
Комментарии создателей.
Майкл Лосефф:
Мы обожали, когда нашим персонажам приходилось делать что-то такое, чего они всегда хотели избежать. В этой серии Мэдлин должна была пойти на жертву. Мы знаем, что у неё есть сердце, но здесь задаёмся вопросом, а насколько оно большое? Сцены, которые сложно смотреть, на самом деле очень просто писать. Не нужно много говорить, когда кто-то убивает своего мужа во имя работы.
Неудачные дубли.
Неудачные дубли к серии можно посмотреть по ссылке ниже.
Небольшой комментарий к переводу: когда Стивен Беркофф говорит "Отнеси это командиру" и путает, что надо сказать "шеф", в английском языке это звучит несколько иначе. То, что у нас перевели как "шеф", по-английски звучит как "Operations" (это такое сокращение от "руководитель операционной деятельности"). Беркофф путает слово и говорит "Selections", что звучит похоже на "Operations" и примерно так же бессмысленно.
Мои комментарии.
🎬 В моём личном рейтинги эта серия из разряда "серединка на половинку": есть удачные моменты, но, в целом, я её не особо часто пересматриваю. Мне нравится здесь сама ситуация, в которой оказалась Никита: оба руководителя дают ей абсолютно разные "секретные" указания, и она ни с кем не может посоветоваться. Похожую ситуацию мы также увидим в четвёртом сезоне, когда шеф попросит Майкла и Никиту позаботиться о его старом друге с Вьетнамской войны. Примечательно, что Майкл в той (будущей) ситуации скажет: "Будем играть по своим правилам". Но Никита ещё до этого не доросла, поэтому Мэдлин приходится делать выбор за неё.
🎬 Также мне нравятся здесь элементы нуара (с которыми авторы ещё будут заигрывать в начале третьего сезона) и костюм Никиты во время первой встречи с Геллнером. Запомнилась фраза Чарльза, что если женщина носит галстук, это подчёркивает её независимость. Хотя галстуки, конечно, идут далеко не всем женщинам (как и мужские брючные костюмы), но на Пете Уилсон всё это смотрится просто отлично.
🎬 Предыстория Мэдлин меня не зацепила просто потому, что её здесь особо и не показали. Неясно, какие вообще у неё были отношения с мужем. Судя по тому, что она его не искала и достаточно хладнокровно убила (пусть и прошло 9 лет), о какой-то великой любви речь вряд ли шла. И всё же, шеф к нему ревновал и предпочёл оставить за бортом. Свою версию событий я попыталась изложить в фанфике "Любой ценой", и если вы его ещё не читали, то милости прошу 😉
🎬 Майкл в этой серии как-то чрезмерно холоден с Никитой, особенно когда она приходит к нему за помощью. Примечателен его диалог с шефом: "Когда-нибудь тебе придётся её отпустить". Тут снова можно задаться вопросом, какую роль в отношениях Майкла и Никиты играла власть и контроль... И, возможно, он с ней так холоден, потому что решил оторвать, как пластырь, чтобы долго не мучиться?