Всем доброго вечера!
Бывает так, что люди, с которыми мы общаемся, ведут себя далеко НЕ в соответствии с нашими ожиданиями: хамят, грубят, обесценивают нашу работу, хотят поиздеваться, посмеяться над нами, поступают по отношению к нам подло, гадко. Когда мы не ожидаем от обидчика такого поведения, мы приходим в смятение, испытываем шок, не знаем, что сказать и как реагировать на ТАКОЕ. Но, даже отстояв свои границы и поставим обидчика на место, мы часто продолжаем злиться и затаиваем обиду. Бывает так сложно отпустить обиду, даже если у нас попросили прощения.
И если мы выбираем обижаться, то не анализируем ситуацию, не учимся новым вариантам поведения и перестаем развиваться.
Что же нужно сделать, чтобы обиды перестали быть обидами, а стали ресурсами для развития?
Для начала стоит вспомнить, кто мы такие: мы много уже чего добились в этой жизни, справлялись со многими трудностями, нам есть чем гордиться и в чем быть уверенным. Вспомните любой момент, когда вами восхищались или когда вы сами собой были довольны. А вспомнив, расправьте плечи и найдите в себе силы посмотреть обидчику в глаза!
Также стоит ответить себе на вопрос: "как должен вести себя человек, чтобы я перестала на него обижаться?" Я думаю, на этот вопрос не всем и не всегда просто ответить: иногда поведение человека злит и раздражает, но мы даже не задумываемся над тем, каким бы мы хотели видеть этого человека!
Важно проговорить обидчику о том, что мы ожидали от него другого (конечно, если это возможно). Однако помните, что нет гарантии, что мы сразу будем поняты и услышаны. Человек, на которого мы обиделись, может даже не понять сразу того, о чем мы ему говорим (ведь не всегда мы знаем, как этот человек умеет переживать свой гнев, насколько способен понять свои чувства и чувства другого человека, насколько он вообще готов об этом думать). Но знайте: всегда есть шанс, что он поймет, почувствует или переживет что-то похожее несколько позже. Этот человек может сказать нам об этом, а может к тому времени мы уже и не будем с ним общаться. Но таких понятий, как ВЕРА и НАДЕЖДА, никто не отменял!
Одна из моих первых клиенток сначала вела себя весьма агрессивно, пыталась обесценить мою помощь; говорила, что моя работа ничем ей не поможет. Я сказала ей, что ей, как клиенту стоит хотя бы сделать попытку принять мою помощь (раз уж она ко мне обратилась). Также я рассказала ей об эффективности консультаций у психолога. Клиентка исчезла на некоторое время, а потом вернулась: поблагодарила за помощь, извинилась передо мной (если честно, я совсем от нее этого не ожидала) и в знак примирения подарила мне маленькую фигурку ангела. Эта фигурка напоминает мне о том, что в людей СТОИТ ВЕРИТЬ и важно всегда НАДЕЯТЬСЯ на лучшее!