Найти в Дзене

Авангард как направление изобразительного искусства

Авангард, Авангардизм (франц. Avantgard , avantgardisme – передовой, garde –отряд) - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников XX в. Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие, противоположное

Авангард, Авангардизм (франц. Avantgard , avantgardisme – передовой, garde –отряд) - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников XX в. Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие, противоположное академизму.

Самое же главное, что нужно иметь в виду, общаясь с этим явлением: авангардизм – не искусство, или не только искусство. Это некий род творческой деятельности, являющийся и искусством, и политикой, и философией, и публицистикой, и наукой, и религией и еще много чем. Цель этой деятельности – построение утопии путем радикального изменения мира, для чего нужно радикально изменить сознание населения. Именно поэтому авангардизм применяет такие тяжелые методы, как шок, эпатаж и скандал – так надежнее и быстрее пробиться к сознанию - а отнюдь не потому, что так легче прославиться, в чем часто обвиняют авангардистов. Задача авангардиста – все время держать потребителя в напряжении, мучить его мозги и душу, заставлять их работать и задаваться при взгляде на очередное произведение вопросом: «Что это такое? ».

Отсюда вытекает, что каждое следующее произведение и направление должно быть новее, необычнее и мучительно непонятнее предыдущего. Именно это заставляет авангардистов так резко рвать с традицией «нормального » искусства, уходить от традиционных средств и материалов и применять нетрадиционные. Тезис «если никто так не делал, то я это сделаю » становится одним из главных в авангардизме.

Для художников авангардного искусства, независимо от их творческой индивидуальности, характерно общее стремление к «освобождению от формы », к полной свободе и раскрепощению, они с беззаботной легкостью отбросили проблемы художественных традиций и поставили во главу угла «свободу выражения».

Основные течения и их отличительные черты

Абстракционизм - ненарративное, беспредметное, нонфигуративное искусство, обобщающее название для целого ряда художественных движений в искусстве ХХ в.

Для творчества абстракционистов характерен универсализм, абстрактное искусство представляется как универсальная модель миропорядка, спонтанное выражение внутреннего мира, его подсознания в хаотических абстрактных формах, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредельные композиции, эксперименты с цветом. Работая с первичными элементами живописного языка, художники обращаются к общим и фундаментальным композиционным принципам.

В 1910 году в Германии, в Мурнау, Василий Кандинский написал первую абстрактную композицию (акварель) «Картина с кругом»

В. Кандинский "Картина с кругом"
В. Кандинский "Картина с кругом"

Кубизм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Так художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны. Кубизм не подразумевает непременное использование простых геометрических форм. В живописи их использование обусловлено в первую очередь желанием художника отделить друг от друга отдельные «лоскуты» объекта.

Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Работа «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году вдохновлённым африканской культурой и творчеством Поля Сезанна Пабло Пикассо, считается началом истории кубизма.

П. Пикассо "Авиньонские девицы"
П. Пикассо "Авиньонские девицы"

Фовизм был одним из первых «измов». Как и большинство направлений авангардистских течений, этот термин появился случайно. Критик Л. Воксель употребил его по отношению к группе художников, выставленных на Осеннем Салоне 1905 г., чьи произведения с их ярким колоритом и деформированными линиями казались творениями дикарей. Фовисты исходили из наблюдений натуры, но главной ценностью считали живописные приемы, передающие эмоции художника. Искусство фовистов заключало в себе этетический протест против реалистический традиций в живописи XIX в. Фовизм не имел специфической нравственно - филосовской окраски.

К специфическим чертам живописи фовистов относятся динамичность рисунка, спонтанность, стремление к эмоциональному напряжению. Основными художественными элементами фовистов стали интенсивный яркий цвет, чистота и резкость, интенсивно открытые локальные оттенки, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Так же характерны упрощение формы и нарушение принципов линейной перспективы, которая в работах художников-фовистов становится аналитическим началом.

А. Матисс "Красные рыбки"
А. Матисс "Красные рыбки"

Примитивизм — стиль живописи , зародившийся в XIX в. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён.

Суть примитивизма, или наивного искусства, заключается в получении удовольствия от сходства, радости узнавания объекта в изображении. Примитивизм возникает как в рамках профессионалов, так и среди художников-непрофессионалов. Примитивизм в начале XX в. считается одним из способов поиска новых выразительных форм. Это проявлялось в обращениям к традициям народной гравюры средневековья , так и в имитации лубков и народных картинок.

А. Руссо "Автопортрет"
А. Руссо "Автопортрет"

Футуризм (от итальян.futuro — «будущее»)– авангардистские движение в искусстве начала ХХ в. в некоторых европейских странах, имеющие различную, даже противоположную политическую ориентацию, но исповедующие одни и те же эстетические принципы. Футуристов объединяет идея создания «искусства будущего », отрицание предшествующих художественных традиций и выбор урбанистических тем, в частности темы машинной цивилизации.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы

 Д. Балло "Разгоняющийся автомобиль"
Д. Балло "Разгоняющийся автомобиль"

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из основных течений абстрактивизма, «геометрический конструктивизм » как метод выражения «высшей реальности »,- отсюда название,- структуры названия мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга.

Основоположником этого течения был Каземир Малевич. Выставленный им в 1915 году «Черный квадрат в белом окладе » , по выражению А.Бенуа, «как новая икона » был провозглашен символом «нового искусства ». В своем манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму...Новый живописный реализм… » (1916) Малевич торжественно провозгласил «преображения в нуле форм » и пояснил, что «искусство повторения свойственно дикарю », а эволюция художественного творчества неизбежно ведет к «новой реальности» и высшим, супрематическим формам, в которых подлинный творец порывает с подражанием действительности открывает и истинную реальность, подчиняющуюся Вселенским законам.

К. Малевич "Черный квадрат в белом окладе"
К. Малевич "Черный квадрат в белом окладе"

Лучизм — оригинальная художественная теория и авангардное течение в русской живописи начала ХХ в., основанное Михаилом Ларионовым. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». Их композиция строилась на пересечении разноцветных лучей, создающих игру света и цвета.

Согласно теории лучизма, в действительности человек воспринимает не сам предмет, а «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения ». Именно эти лучи должна изображать живопись. То есть, иллюстрация приближается к «символической плоскости » картины. Лучизм стирает границы, существующие между натурой и картинной плоскостью.

На практике «лучистские » произведения представляли собой изображения с резкими контурами, обилием острых углов и пучков косых линий.

М. Ларионов "Стекло"
М. Ларионов "Стекло"

Сюрреализм — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, бреда, внезапных озарений, автоматических действий. Сюрреалистическое творчество – способ полного освобождения разума и воображения. Художники хотели воссоздать на своих полотнах действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выражалось в изображении патологически отталкивающих образов и эклектике.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко работа шла под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода

С. Дали "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения"
С. Дали "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения"

Таким образом, Авангард зародился в конце XIX –начале XX в. из периода искусства Модерна и является тенденцией отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальным поиском новых форм и путей в искусстве.

Несмотря на его принципиальный антагонизм традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы и выражения «абсолюта » без подражания формам внешнего мира каждого, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям в искусстве того времени. Так, например, в 1917 А. Лот сказал, что «Авангардизм реалистичен », подразумевая, что именно те тенденции гораздо правдивее, чем салонная натуралистическая живопись. Они отражают отчуждение художника от ужасающей его действительности. В 1931 г. Немецкий художник П.Клее писал, что «чем более ужасным становится мир, тем более абстрактным становится искусство.

Все это неизбежно приводит к мысли, что Авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой не может являться одним из направлений искусства только XX в .