Авангард, Авангардизм (франц. Avantgard , avantgardisme – передовой, garde –отряд) - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников XX в. Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие, противоположное академизму.
Самое же главное, что нужно иметь в виду, общаясь с этим явлением: авангардизм – не искусство, или не только искусство. Это некий род творческой деятельности, являющийся и искусством, и политикой, и философией, и публицистикой, и наукой, и религией и еще много чем. Цель этой деятельности – построение утопии путем радикального изменения мира, для чего нужно радикально изменить сознание населения. Именно поэтому авангардизм применяет такие тяжелые методы, как шок, эпатаж и скандал – так надежнее и быстрее пробиться к сознанию - а отнюдь не потому, что так легче прославиться, в чем часто обвиняют авангардистов. Задача авангардиста – все время держать потребителя в напряжении, мучить его мозги и душу, заставлять их работать и задаваться при взгляде на очередное произведение вопросом: «Что это такое? ».
Отсюда вытекает, что каждое следующее произведение и направление должно быть новее, необычнее и мучительно непонятнее предыдущего. Именно это заставляет авангардистов так резко рвать с традицией «нормального » искусства, уходить от традиционных средств и материалов и применять нетрадиционные. Тезис «если никто так не делал, то я это сделаю » становится одним из главных в авангардизме.
Для художников авангардного искусства, независимо от их творческой индивидуальности, характерно общее стремление к «освобождению от формы », к полной свободе и раскрепощению, они с беззаботной легкостью отбросили проблемы художественных традиций и поставили во главу угла «свободу выражения».
Основные течения и их отличительные черты
Абстракционизм - ненарративное, беспредметное, нонфигуративное искусство, обобщающее название для целого ряда художественных движений в искусстве ХХ в.
Для творчества абстракционистов характерен универсализм, абстрактное искусство представляется как универсальная модель миропорядка, спонтанное выражение внутреннего мира, его подсознания в хаотических абстрактных формах, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредельные композиции, эксперименты с цветом. Работая с первичными элементами живописного языка, художники обращаются к общим и фундаментальным композиционным принципам.
В 1910 году в Германии, в Мурнау, Василий Кандинский написал первую абстрактную композицию (акварель) «Картина с кругом»
Кубизм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Так художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны. Кубизм не подразумевает непременное использование простых геометрических форм. В живописи их использование обусловлено в первую очередь желанием художника отделить друг от друга отдельные «лоскуты» объекта.
Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Работа «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году вдохновлённым африканской культурой и творчеством Поля Сезанна Пабло Пикассо, считается началом истории кубизма.
Фовизм был одним из первых «измов». Как и большинство направлений авангардистских течений, этот термин появился случайно. Критик Л. Воксель употребил его по отношению к группе художников, выставленных на Осеннем Салоне 1905 г., чьи произведения с их ярким колоритом и деформированными линиями казались творениями дикарей. Фовисты исходили из наблюдений натуры, но главной ценностью считали живописные приемы, передающие эмоции художника. Искусство фовистов заключало в себе этетический протест против реалистический традиций в живописи XIX в. Фовизм не имел специфической нравственно - филосовской окраски.
К специфическим чертам живописи фовистов относятся динамичность рисунка, спонтанность, стремление к эмоциональному напряжению. Основными художественными элементами фовистов стали интенсивный яркий цвет, чистота и резкость, интенсивно открытые локальные оттенки, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Так же характерны упрощение формы и нарушение принципов линейной перспективы, которая в работах художников-фовистов становится аналитическим началом.
Примитивизм — стиль живописи , зародившийся в XIX в. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён.
Суть примитивизма, или наивного искусства, заключается в получении удовольствия от сходства, радости узнавания объекта в изображении. Примитивизм возникает как в рамках профессионалов, так и среди художников-непрофессионалов. Примитивизм в начале XX в. считается одним из способов поиска новых выразительных форм. Это проявлялось в обращениям к традициям народной гравюры средневековья , так и в имитации лубков и народных картинок.
Футуризм (от итальян.futuro — «будущее»)– авангардистские движение в искусстве начала ХХ в. в некоторых европейских странах, имеющие различную, даже противоположную политическую ориентацию, но исповедующие одни и те же эстетические принципы. Футуристов объединяет идея создания «искусства будущего », отрицание предшествующих художественных традиций и выбор урбанистических тем, в частности темы машинной цивилизации.
Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из основных течений абстрактивизма, «геометрический конструктивизм » как метод выражения «высшей реальности »,- отсюда название,- структуры названия мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга.
Основоположником этого течения был Каземир Малевич. Выставленный им в 1915 году «Черный квадрат в белом окладе » , по выражению А.Бенуа, «как новая икона » был провозглашен символом «нового искусства ». В своем манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму...Новый живописный реализм… » (1916) Малевич торжественно провозгласил «преображения в нуле форм » и пояснил, что «искусство повторения свойственно дикарю », а эволюция художественного творчества неизбежно ведет к «новой реальности» и высшим, супрематическим формам, в которых подлинный творец порывает с подражанием действительности открывает и истинную реальность, подчиняющуюся Вселенским законам.
Лучизм — оригинальная художественная теория и авангардное течение в русской живописи начала ХХ в., основанное Михаилом Ларионовым. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». Их композиция строилась на пересечении разноцветных лучей, создающих игру света и цвета.
Согласно теории лучизма, в действительности человек воспринимает не сам предмет, а «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения ». Именно эти лучи должна изображать живопись. То есть, иллюстрация приближается к «символической плоскости » картины. Лучизм стирает границы, существующие между натурой и картинной плоскостью.
На практике «лучистские » произведения представляли собой изображения с резкими контурами, обилием острых углов и пучков косых линий.
Сюрреализм — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов.
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, бреда, внезапных озарений, автоматических действий. Сюрреалистическое творчество – способ полного освобождения разума и воображения. Художники хотели воссоздать на своих полотнах действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выражалось в изображении патологически отталкивающих образов и эклектике.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко работа шла под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода
Таким образом, Авангард зародился в конце XIX –начале XX в. из периода искусства Модерна и является тенденцией отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальным поиском новых форм и путей в искусстве.
Несмотря на его принципиальный антагонизм традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы и выражения «абсолюта » без подражания формам внешнего мира каждого, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям в искусстве того времени. Так, например, в 1917 А. Лот сказал, что «Авангардизм реалистичен », подразумевая, что именно те тенденции гораздо правдивее, чем салонная натуралистическая живопись. Они отражают отчуждение художника от ужасающей его действительности. В 1931 г. Немецкий художник П.Клее писал, что «чем более ужасным становится мир, тем более абстрактным становится искусство.
Все это неизбежно приводит к мысли, что Авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой не может являться одним из направлений искусства только XX в .