После изгнания евреев из Испании в 1492 г. в городе Цфат в Верхней Галилее возник новый центр каббалы, самым заметным представителем которого был Ицхак Лурия (1534-1572). Если у более ранних каббалистов божество последовательно проявляется в мире посредством сфирот, то у Лурии система гораздо более сложная.
Первоначально божество существует непроявленно как Эйн-Соф («Беспредельное»), и кроме него не существует более ничего. Чтобы мог быть сотворён мир, Эйн-Соф производит «сжатие» (цимцум) и в образовавшееся пустое пространство эманирует свет, из которого возникает Адам кадмон («Предвечный человек»). Это первая форма, в которой божество начинает проявлять себя после цимцума. Из его глаз, рта, ушей и ноздрей извергаются потоки света, которые улавливаются и содержатся в особых «чашах» (сфирот), созданных или эманированных для этой цели. Когда очередь наполниться доходит до трёх нижних сфирот, они не выдерживают силы света и разбиваются вдребезги – происходит швират га-келим («разбиение сосудов»). Божественные искры рассеиваются в материальном творении.
Вслед за этим начинается обратный процесс тиккуна («восстановления»), т.е. возвращения рассеянных искр божества на предназначенные им места. От чела Адама кадмона вновь исходят потоки света, которые преобразуют прежние сфирот в новые конфигурации, именуемые «ликами» (ед.ч. парцуф, мн.ч. парцуфим). Количество ликов – пять.
Там, где в личный образ сгущаются потоки божественных милосердия и любви из высшей сфиры, возникает парцуф Арих анпин («Долгий лик» или «Долготерпеливый»), также именуеый Атика кадиша («Святой, ветхий днями»). Потоки света из сфирот Хохма (Премудрость) и Бина (Разумность) преобразуются в парцуфим Абба и Имма (Отец и Мать). Свет из 6 нижних сфирот (кроме Малхут), в которых милосердие, справедливость и сострадание находятся в гармоничном равновесии, составляют парцуф Зеир анпин («Короткий или Малый лик» или «Нетерпеливый»). В этом парцуфе присутствует качество Суда, которого нет в Арих анпин. Зеир анпин – это «Святой, да будет он благословен», т.е. бог иудейского писания. Он рождается из лона «Небесной праматери» и проходит стадии «беременности», «рождения», «вскармливания», «детства» и «взросления». Наконец, пятый парцуф, образовавшийся из потоков света из сфиры Малхут (Шхины), именуется Рахель или Нуква (Жена). Зеир анпин и Нуква составляют божественную чету.
Парцуфим Арих анпин, Зеир анпин и Нуква составляют троицу живых богов лурианской каббалы: «…Эйн-Соф не представлял большого религиозного интереса для Лурии. Его три гимна к субботним трапезам обращены к мистическим конфигурациям Бога: “Святому, ветхому днями”, Зеиру анпину и Шхине, для обозначения которой он пользуется зогарическим символом “святого яблоневого сада” (ḥ ql tpw ḥ yn qdy šyn в Зогар, III , 128b и во многих других местах)… В этих гимнах Лурия обращается к парцуфим как к отдельным личностям»[1] .
Когда сосуды света разбились, Шхина пала последней из сфирот. С началом тиккуна и своим преобразованием в Рахель – Небесную невесту – Шхина исполнилась новой силы и достигла почти полного соединения с Зеир анпин, но потом вследствие события, именуемого «убыванием месяца», вторично лишилась части своей субстанции. После сотворения земного Адама тиккун был близок к завершению, но грехопадение первочеловека вновь нарушило гармонию и вторично удалило Шхину в изгнание. Согласно учению Лурии, назначение Торы – вернуть Шхину её супругу и воссоединить их. По этой причине исполнение всякого предписания Торы должно сопровождаться заявлением, что это делается «во имя воссоединения Святого, да будет он благословен, и его Шхины, из страха и любви»[2] .
[1] Гершом Шолем . Основные течения в еврейской мистике. М., Иерусалим, 2004. С. 337-338.
[2] Там же. С. 342.
См. тж.:
https://ridero.ru/books/vot_b-gi_tvoi_izrail/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/141529705/
https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/vot-b-gi-tvoi-izrail-yazycheskaya-religiya-evreev/
https://www.amazon.com/dp/B0742K7PX8
См. тж.
https://ridero.ru/books/zavet_narodu_i_svet_plemenam/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/191243269/
https://www.litres.ru/sergey-petrov-117007/zavet-narodu-i-svet-plemenam-ahemenidskaya-persiya-v/
https://www.amazon.com/dp/B08H7XG1ZZ