Успешность ребенка зависит от многих факторов. Огромную роль играет самооценка и особенности взаимоотношений с родными и близкими. Предлагаю вашему вниманию простой и информативный тест, который можно провести дома с ребенком и оценить данные аспекты. Доступен для проведения с 2,5 лет.
1. Попросите ребенка нарисовать в ряд 7 кругов (если младше 4 лет, то круги рисует взрослый). Можно заранее выполнить шаблоны для проведения теста на компьютере и распечатать.
Предложите ребенку выбрать круг для себя - написать в нем свое имя или букву Я. (За малышей, выбранный круг подписывают взрослые).
2.Нужно нарисовать 7 кругов в виде полукруга (радуги). Предложите ребенку выбрать круг для себя (написать Я или свое имя) и для двух близких людей.
Оптимальный вариант, если самого себя и членов семьи ребенок располагает близко друг к другу – свидетельство о теплых и гармоничных отношениях. Нижний круг с правой стороны для определения своей позиции – неудовлетворенность своим положением. Нижний левый – для себя или другого близкого – некоторая отстраненность, но при этом способность влиять на ситуацию при взаимодействии с выбранными людьми.
3.Нарисовать треугольник, а на его вершинах и внутри треугольника по кругу. Выбирается круг для себя и для трех близких.
Человек, занимающий место на вершине пользуется авторитетом у ребенка, его он видит самым главным в семье и слушается больше других.
Если такой вариант выбирает для себя сам ребенок – то это означает, что он чувствует себя кумиром семьи и все должны подчиняться его желаниям.
Выбор ребенком своей позиции внутри круга – признак эмоционального благополучия, он чувствует себя защищенным среди близких. А вот если внутри круга ребенок выбрал другого члена семьи, то по его мнению – вся семья «вращается» вокруг данного члена семьи. Слева и справа в кругах располагаются близкие люди, которым ребенок доверяет.
4. Нарисовать 7 кругов (не в ряд, а в разброс, как захочется). Ребенку нужно их раскрасить или заштриховать. Важно, чтоб у него был выбор нескольких цветов карандашей или фломастеров. Далее испытуемому предлагается выбрать круг только для себя.
Оценивается выбор цветовой гаммы и характер штриховки. Если использован только один цвет в раскрашивании или однотипная штриховка – то тестируемый не стремится выделиться в общении с другими, возможно присутствует усталость. Если штриховка и цвет раскрашивания разный – то человек в общении с людьми воспринимает их индивидуальность, умеет находить свой подход. Выбор более яркого и красивого круга для себя ( или позиции в окружении других кругов) – свидетельство о комфорте ребенка при взаимодействии в социуме (вне семьи – детском саду, школе, детском коллективе).
5. Нарисовать квадрат из 6 -7 кругов по горизонтали и вертикали (квадрат из 36 или 49 кругов).
Первый столбик кругов – это позиция ребенка (сразу в каждом кругу написать Я или имя). Предложить тестируемому в каждой строчке – выбрать один круг для человека, который ему дорог, любим или просто с ним интересно. Обязательное условие, что человек выбирается только один раз (в другие строки кругов его выбрать уже нельзя). Оцениваются эмоциональные связи. Чем меньше расстояние между выбранными кругами по отношению к позиции ребенка – тем более близкий эмоциональный контакт во взаимодействии. Для дошкольников в норме родители должны быть рядом с ним. Для подростков – норма, если расстояние между родителями и его позиции – 1-2 круга – стремление к самостоятельности и признании себя взрослым.
Хороший знак, если помимо членов семьи в расширенные связи ребенок включает и сверстников-друзей.
6. Нужно нарисовать лестницу из 6-7 ступенек
Испытуемому дается следующая инструкция: «На нижних ступеньках находятся ребята, у которых плохо получается выполнять какие-то задания, они ленятся. Посередине – дети, которые, когда стараются - делают все хорошо, а когда им не интересно или лень – у них что-то может не получаться. На верхних ступеньках – дети, которые многое могут и умеют, всегда прилагают усилия, чтоб справиться с заданием и как правило у них все получается. Выбери ступеньку для себя».
Данное задание позволяет просмотреть отношение ребенка к своим стремлениям, способностям и возможностям.
Ниже, в качестве примера привожу результаты своего младшего ребенка, которому 3,5 года.
В целом они достоверны, отражают реальную картину его взаимодействия с родными и близкими. Но «юный испытуемый» в конце теста высказал и свое мнение, что кругов было недостаточно (п. 5), так как ему не хватило места для двоюродных братьев, бабушки и дедушки и других друзей.
Так что потом квадрат из кругов расширили, чтоб всем хватило места)))
Надеюсь результаты пятиминутного теста вас тоже порадуют и откроют некоторые особенности во взаимоотношениях с близкими.
Спасибо за внимание!
Буду признательна за лайк и подписку на мой канал!:)