Работал я как-то мастером по изготовлению ключей. А посему мне есть, что рассказать на эту тему. Статья чисто проходная, для общего развития. Но в конце есть соображения по поводу занятия бизнесом в этом направлении. Итак, приступим.
Во-первых, начнём с основных видов ключей. Они есть:
1. Английского типа.
Ключи английского типа имеют с одной стороны плоскую поверхность, определённый рельеф (профиль), который подходит только к замкам, имеющим такой же профиль, и "секрет", который различается у каждого ключа данного типа.
2. Второй известный многим тип ключа - финский ключ.
У финского ключа профилем является полукруг, причём плоская сторона является основанием, а секрет выпиливается от плоской стороны определённой глубины сектором, в зависимости от секрета.
Впрочем, существуют ключи прямоугольного профиля, двухсторонние, которые выпиливаются по аналогичному секторному принципу.
3. Ещё один тип ключа - крестовой.
У крестового ключа профиль соответствует названию - имеет форму креста, причём основанием ключа является центр профиля, а секреты расположены на каждом "крыле" свои, разные.
4. Однофлажковые и двуфлажковые ключи.
Как следует из названия, такие ключи имеют один или два "флажка".
5. Вертикальные ключи.
Ключи вертикального типа могут иметь как симметричную модификацию, когда ключ можно вставлять любой стороной, так и такую модификацию, когда ключ вставляется в замок только определённым образом.
Это основные виды ключей. На самом деле их гораздо больше, но эта статья не пытается быть полным справочником и руководством.
Итак, после этого предисловия переходим к сути. Как же делают дубликат мастера в своих мастерских?
Всё просто. По каждому ключу, который Вы приносите в мастерскую, у мастера имеются заранее закупленные заготовки. Они именно нужного профиля, и всё, что делает мастер при копировании ключа - это зажимает в станке Ваш оригинал и свою заготовку, а затем проводит процедуру копирования.
Например, ключ английского типа. Мастер берёт ключ и зажимает его под "копиром", а свою заготовку зажимает напротив фрезы. Одно движение ключа вдоль копира - и фреза выпиливает точно такой же рисунок секрета на заготовке. Это делается буквально за пару секунд в нормальных руках на нормальном станке. Затем мастер извлекает оригинал и сделанный дубликат и снимает заусенцы с дубликата специальной щёткой, которая крутится тем же двигателем, что и фреза. Это ещё секунд пять-десять.
Второй пункт делается для того, чтобы клиент не порезался о свежевыточенный дубликат, и не нахватал металлических заноз.
Помимо этого, нормальный мастер, если ему приносят слишком старый, сточенный ключ, делает допуск в несколько десятых долей миллиметра.
Ибо стачивается за время пользования и секрет внутри замка и сам ключ. Увеличив немного секрет на новом ключе, можно достигнуть такого эффекта, когда новый ключ, дубликат, открывает замок ощутимо лучше старого.
Но ключ английского типа и, пожалуй ещё, ключ финского типа - самые простые в дублировании ключи.
С крестовым и остальными приходится повозиться подольше. Например, двуфлажковый со слишком глубокими выпилами делается несколько минут, ибо фреза для них не проходная, а прямая, и каждый выпил делается отдельным резом. Плюс глубина врезки на каждом конкретном секрете. После изготовления также необходимо с них снять заусенцы.
Ну и случай потяжелее - вертикальные ключи. Они устанавливаются на высокоточном станке, сделанном специально отдельно для них. Копир по типу сверла с определённым углом вставляется в один зажим, а подобного типа сверло - во второй, сначала немного свободно. Надавив вниз, копиром на нетронутую поверхность ключа, мастер добивается, чтобы сверло в этот момент также упиралось в заготовку. Затем окончательно закрепляет и сверло.
После этого каждый выпил в оригинальном ключе проходится копиром со всем тщанием и проходом везде, где только можно. В это время сверло, повторяя движения за копиром, вырезает необходимые углубления в заготовке. И получается дубликат.
И на вертикальном станке временные условия посложнее. Под каждый ключ копир и сверло устанавливаются индивидуально. Под некоторые виды ключей вертикального типа есть хитрые приспособы, которые помогают удержать оригинал и заготовку в необходимом положении.
Плюс сверлом приходится реально проводить целое 3D-формирование конечной поверхности, вдобавок ещё и на двух сторонах обычно.
Время изготовления такого ключа - от нескольких минут до пары десятков минут.
В целом, работа мастером по изготовлению ключей не так сложна самим изготовлением, когда есть все необходимые станки, а сложна она скорее необходимостью иметь именно нужные заготовки. Ведь каждого типа ключей, кроме финских (которых относительно немного), - неисчислимые сотни разновидностей. Различаются все они, как правило, профилем.
Но эту ситуацию спасает то, что особенно распространено лишь небольшое, относительно, количество разновидностей ключей. Ибо качественный производитель замка имеет много продаж, и, соответственно, у многих людей профиль ключа совпадает с лидирующим на рынке.
Как правило, открывающемуся мастеру фирма, продающая оборудование, станки и заготовки, тут же предлагает определённый, фиксированный набор "ходовых" заготовок. Чтобы мастер, при открытии, уже имел покрытие в 95% всех заказов по наличию заготовок.
Ну а если клиенты слишком часто стали приходить с новым видом ключа, которого нет в "библиотеке" у мастера, то он начинает шерстить каталоги.
Каталоги - это сущая жуть. Их великое множество, и колупаться там, разыскивая именно нужный профиль ключа - такое себе "удовольствие".
Ну и кратко - о самом бизнесе. Мастер, зарабатывающий "голым" изготовлением ключей, и не предлагающий других дополнительных услуг или покупок - обычно еле сводит концы с концами. Лучше всего задуматься о каком-то разнообразии предлагаемых услуг. А также - продаже сопутствующих товаров. Это цепочки, кольца, брелки, ключницы и тому подобные вещи.
А из услуг, как правило, идут - замена батареек в часах, замена шпилек на часах, ремонт обуви, фурнитуры, другие мелкие услуги. Тогда доход может быть ощутимо выше.
Ну и также нюансы. Как же без них. Когда мастер делает дубликат, он не может без наличия принесённого замка тут же проверить его на работоспособность. И, если где-то какой-то недочёт или недоработка, - к мастеру возвращаются с гневными претензиями. Поэтому, стандартное правило - предупреждать клиента, что стопроцентная гарантия работоспособности дубликата - только при наличии замка. Что касаемо меня, то у меня 99 процентов клиентов не возвращались. А которые возвращались - то или подтачивал или деньги возвращал, бывало всякое. А также бывали случаи, когда люди жили буквально поблизости, и я не ленился, ходил с ними к ним домой и проверял при них дубликат. И в каждом случае оказывалось, что дубликат работал " по-новому", тяжело или ещё как - но работал. Просто клиент, не распробовав как следует, психовал и шёл ко мне с претензиями. А всего-то надо было либо приложить усилие побольше, либо чуть подальше вогнать ключ, либо что-то подобное. Ключ-то новый, неразработанный.
Вот такая вот суть изготовления ключей.
И да. Самое важное правило. Свежий дубликат ключа проверяйте только при открытой двери. Мало ли, он может застрять, сломаться от слишком сильного усилия, когда его неудачно вставили, при любом развитии событий - если дверь в это время открыта, то любая возникшая проблема облегчается тем, что Вы имеете возможность попасть в помещение, и тем скорее её решить.