Soft skills (гибкие навыки) – это комплекс неспециализированных навыков, которые не относятся к определённой профориентации, но отвечают за более успешную организацию рабочего процесса и максимальную производительность. К ним также относятся и личные качества человека, которые помогают применять навыки. Рассмотрим проблемы на пути к их развитию, с которыми сталкивается человек – специалист по контекстной рекламе.
Почему требуется много времени на пути к успеху
В сети существует много статей, курсов и видеоматериалов на тему контекстной рекламы, но, чтобы стать уверенным специалистом в этой области, понадобится не менее двух лет практики. Это обуславливается тем, что нужно обладать огромным багажом знаний в смежных, хоть и не связанных между собой сферах. Начиная от инструментов трафика, аналитики веб-сайтов и массивов данных, и заканчивая основами бизнеса и маркетинга. Помимо этого, важно всегда оставаться в тренде: зачастую информация устаревает быстрее, чем начинающие специалисты успевают ею воспользоваться.
Сколько бы вы не изучали теорию, она не сделает из вас профи, если вы не практикуетесь. Только определённое количество времени, потраченное на работу, поможет получить нужные навыки. Но ни выученные наизусть уроки, ни реальные навыки работы не сделают человека успешным, если он не может грамотно организовать свой рабочий процесс. Лишь сочетание этих трёх составляющих – актуальная теория, навыки (опыт работы) и определённые личные качества – может привести вас к вершине профессионализма в своей сфере деятельности. И это касается не только контекстной рекламы, но и вообще любой профессии, где есть возможность расти и развиваться.
И если с теорией и практикой всё относительно понятно, то с soft skills сложнее: далеко не каждый человек знает, какие навыки ему нужны и как именно их развивать. Далее мы разберёмся, что делать для того, чтобы построить надёжный фундамент для развития гибких навыков.
Учимся задавать правильные вопросы
Для изучения причинно-следственных связей часто используется метод «пять почему». Если возникает проблема, следует задать вопрос – «Почему?». Каждый следующий вопрос задаётся к ответу на предыдущий. Как правило, пять итераций позволяют добраться до первопричины этой проблемы, «узреть в корень».
Например, у нас есть конкретная проблема – упали продажи.
- Почему упали продажи? – Потому что уменьшилось количество трафика.
- Почему количество трафика уменьшилось? – Потому что больше потерянных показов по рейтингу.
- Почему так произошло? – Потому что низкое значение у CTR.
- Почему? – Потому что CTR давно не подвергался оптимизации.
- Почему? – CTR пора оптимизировать.
Стоит отметить, что задавать вопросы коллегам не менее важно, чем себе. Если вы новичок, то с большой вероятностью проблема, с которой вы столкнулись, не уникальна, и старшие по опыту товарищи смогут подсказать вам, как её решить. Тем более, что взгляд со стороны частенько помогает увидеть неочевидные на первый взгляд вещи. Даже сам факт того, что вы обратились за помощью, поможет структурировать проблему – нередки случаи, когда при попытке объяснить, в чём именно заключается затруднение, человек неожиданно для себя находит решение. Проговаривайте проблемы – это поможет вам их решить.
Не бойтесь выглядеть глупо, задавая подобные вопросы. Конечно, вы можете попробовать загуглить решение проблемы, но если это не принесло результатов – значит, проблема не слишком-то и банальна. Спрашивая совета у коллеги, лучше отправить вопрос в электронном виде – вам ответят тогда, когда будет удобно, и вы не будете переживать по поводу того, что отвлекаете человека от своих личных дел.
Если вы сталкиваетесь с проблемами, это означает, что вы идёте по пути развития. Рано или поздно любое затруднение решится, а вы добавите себе в копилку личного опыта. Сложные вопросы, которые заставляют задуматься – это не плохо, а хорошо!
Учимся пониманию, зачем нужно развитие в профессиональной области
Мы все работаем в первую очередь для того, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. Но если их отбросить, то окажется, что разным людям нужны деньги на совершенно различные цели. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся мотивации людей:
- власть – возможность принимать важные решения;
- причастность – заведение новых знакомств и социальные связи;
- экспертность – достижение определённого уровня развития в своей сфере и признание экспертом.
Для начала задайте себе вопрос, в чём состоит ваша мотивация. Так легче выявлять нужные навыки и отсекать ненужные. Развиваться, не имея определённой мотивации, тоже можно, но это будет сложнее. В зависимости от того, чего вы добиваетесь, будут зависеть и ветки развития навыков – прямо как в RPG-игре.
Нужно уметь оперативно реагировать на изменения в профессиональной области. Известные подходы быстро устаревают, и необходимо находить новые. Это будет проще сделать, если очистить свой разум от навязанных и неактуальных целей. Не засоряйте мозг тем, что не пригодится и только выкачивает умственные ресурсы.
Важную роль играет умение похвалить себя. Сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним и обязательно хвалите за достижения.
Как понять, чего хотят от вас на работе
Мотивация вашей работы может быть абсолютно любой, но важно, чтобы она не шла вразрез с ожиданиями работодателя. В идеале нужно стремиться к принципу, который описывается японской концепцией Икигаи.
Вознаграждение за труд – это оценка того, насколько большую пользу вы приносите. В конечном счёте польза сводится к прибыли компании. Чем больше регистраций сделал маркетолог, тем больше в выигрыше компания. Чем чище и уютнее офис, в котором работают сотрудники, тем лучше они работают и тем больше прибыль компании.
Вы поймёте, какую пользу приносите компании, если проследите, за что её ценят клиенты, и какую роль во всём этом играете именно вы. Разобравшись с этим, придёт осознание того, как можно влиять на увеличение этой пользы. Постройте логические цепочки от задач, которые выполняете, до конкретной пользы, которую от этого получит компания. Учитесь приоритизировать задачи по полезности, которую они приносят, и вы сможете дать ответ на актуальные вопросы:
- почему клиенты бывают недовольны, даже после хороших результатов работы;
- почему недостаточно просто хорошего знания инструментов рекламы;
- как синхронизировать свои желания по развитию с тем, чего конкретно хотят от вас.
Как правильно учиться
Самое главное в обучении – избежать слепого зазубривания информации. Учиться нужно, применяя порционно полученную теорию на практике. От избытка не связанной информации мозг работает плохо, а работа приводит к отрицательным результатам. Сначала определяйте пользу информации, которую находите, а уже потом изучайте её. И ещё: следует быть готовым к явлению, которое описывают как эффект Даннинга-Крюгера.
Уж поверьте: это случается практически со всеми. Правильное решение в такой ситуации – взять тайм-аут и отдохнуть. Мозгу нужно структурировать полученную информацию по полочкам, а вам – послушать музыку, сходить в кино, или провести время другим способом, который подходит для морального отдыха.
Как оптимизировать процесс работы
Навык оптимизации рабочего процесса базируется на умении выполнять большой объём работы и при этом не подвергаться стрессу. Можно пойти по пути увеличения рабочего времени, но этот путь в долгосрочной перспективе не принесёт ожидаемого результата и через некоторое время ваша продуктивность лишь ухудшится. Такой вариант можно применять только изредка, если есть непосредственная необходимость.
Второй путь – увеличение объёма работы за единицу времени. В перспективе увеличивается скорость работы, и этот эффект будет перманентным. Такой тип оптимизации называется интенсивным развитием.
Отключите всплывающие уведомления, отфильтруйте источники информации на время работы – и вы заметите, как ваша продуктивность возрастёт. Мозгу трудно переключаться между задачами, и постоянное отвлечение на неважные вещи ухудшают рабочий процесс. Проанализируйте каждый процесс, который вам приходится выполнять, и подумайте над тем, как можно его ускорить. Используйте шаблоны там, где это возможно – так у вас останется больше времени на более важные процессы.
Запомнить
- Синхронизируйте то, что нравится лично вам, с тем, что ожидает от вас работодатель.
- Задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении, не стесняйтесь выдвигать собственные идеи.
- Выполняйте оптимизацию для получения максимальной пользы от рабочего процесса.
Вы можете материально поддержать развитие данного Дзен канала и тем самым увеличить количество качественного контента на нем.