Русь Святая, храни веру православную: современные фантазии и историческая реальность
А. В. Картышев (1875-1960), признанный в мире одним из крупнейших специалистов по истории православной церкви:
В жизни русской церкви и государства применялась система и дух западной инквизиции. Еще на большом соборе 1666-67 гг. восточные иерархи благословляли меч государственный на устрашение противящихся церкви… Упорствующие передавались епархиальными властями в руки гражданских властей, и те наказывали их уже физически, битьем кнута... и даже смертной казнью. В 1685 г. Был издан гражданский закон, утвержденный царем и боярской думой. В нем объявлялось огульное запрещение самого существования церковного раскола в русском государстве. Упорных, противящихся св. церкви и "возлагающих на нее хулу," - жечь в срубе. Скрывающихся и обличенных - бить кнутом и ссылать в дальние края. Укрывателей наказывать битьем кнутом и палками. Имущества казнимых отбирать в казну… Отцы собора 1667 г. писали: "наказать злочестивых… и казнить их разным томлением и различными муками". И дальше приводятся исторические примеры: "и сице овым языки отрезоша, овым руце отсекоша, овым уши и носы, и позориша их по торгу, и потом сослани быша в заточение до кончины их"... "Се убо познаем от сих, яко еретики и раскольники не токмо церковным наказанием имуть наказатися, но и царским.
Очерки по история русской Церкви
***
Историк Е.Ф.Грекулов:
В результате жестокой расправы духовного ведомства с раскольниками в течение XVIII в. было сожжено 1733 человека, а всего самосожжению подвергло себя 10567 человек…
Архиерей Питирим лично вел допросы раскольников с пристрастием, пытал их в архиерейской тюрьме, подвергал "градскому" наказанию с вырезыванием ноздрей. Таким образом, как хвалился Питирим, в православие было обращено свыше 68 тысяч человек. Спасаясь от гонений этого инквизитора, 12701 человек бежали, 1585 - не выдержали пыток и истязаний и умерли, 598 были сосланы и отправлены на каторгу"
О массовом самосожжении раскольников под влиянием гонений свидетельствует сводный старообрядческий "синодик"; только за 1667-1700 гг. этой мучительной казни предали себя 8834 человека"
Православная инквизиция в России
***
Е.Шацкий - аспирант Московского ГУ культуры и искусств:
В 1481 году был созван Собор … Собор обвинил ряд священнослужителей в том, что они считали иконы, наряду с идолами, делом рук человеческих… За столь богомерзкие утверждения предал их проклятию и заточению. Семь осужденных посадили лицом к хвосту на вьючных лошадей, надели на голову берестовые шлемы, а на грудь таблички: "Се есть сатанино воинство" и в таком виде ввезли в город. Затем берестовые шлемы были сожжены прямо на головах связанных еретиков... Двое из подвергнутых такому наказанию сошли с ума и вскоре умерли…
В декабре 1504 года состоялся новый Собор, окончательно осудивший "жидовствующих" …и требовал жестокой казни. Иван III поинтересовался насколько подобное обращение с "заблудшими" соответствует христианской морали. Не растерявшийся Иосиф, также как некогда и византийские миссионеры, процитировал одно из посланий апостола Павла: "Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает сына Божия? " (Евр. 10, 28 — 29). Крыть было нечем, и 28 декабря трех еретиков в клетке сожгли в Москве, и еще "многих еретиков" в Новгороде. Другие были отправлены в тюрьмы или по монастырям, против чего Иосиф Волоцкий выступил с яростным протестом: «…еретиков следует либо убивать и заточать в темницу»… Великий князь Василий III (1505 — 1533) предписал еретикам "языки резать, иных огню предать"… … святотатцев сажали на кол, а затем сжигали их трупы. В Соборном Уложении, принятом в 1649 году и действовавшем два столетия — нарушителей божественного и церковного закона было предписано казнить огнем… Казни старообрядцев приобрели массовый характер… В 1685 году был принят специальный указ, предусматривающий сожжение в срубе за старообрядческую агитацию… "В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать человек", — сухо фиксировал Аввакум дошедшие до него сведения о казнях единоверцев. С 1668 по 1676 год продолжалась осада воспротивившегося церковной реформе Соловецкого монастыря. По взятию его все монахи, по выражению церковного историка, "подверглись достойной казни" — частью изрублены, частью повешены: за шею, за ноги, двое вожаков за ребро… 14 апреля 1682 года были сожжены в земляном срубе Аввакум и три других узника Пустоозерска… ...Православный Синод выступил с протестом — по учению святых отцов, совершеннолетие считается с 12 лет, с этого возраста и следует начинать пытать преступников…
В начале 90-х годов, доля осужденных за религиозные преступления колебалось между 1 и 2 % от общего числа преступников. В 1894 — 1903 годах за них были осуждены 4671 человек, в 1904 — 1913 — более 8000… …сожжение еретиков было проведено по инициативе и настоянию церковного собора (собрания всех высших правосланых иерархов), особенный фанатизм проявил Иосиф Волоцкий, причисленный РПЦ к лику святых… Карались еретики и другими способами, например, утоплением…
Террор русской православной церкви
***
Электронная славянская энциклопедия:
Епископ Августин, живший в IV в. н. э., разработал целую теорию для оправдания массового убийства людей, выступавших против церкви, используя для этого тексты Священного писания и «творения» отцов церкви. Августин доказывал, что сам Бог требует физического уничтожения людей, восстававших против светской и церковной власти. Учение Августина было положено в основу деятельности католической инквизиции. Его взгляды хорошо усвоили и православные церковники… Православная церковь также была крупнейшим феодалом в России. Ей принадлежало свыше миллиона крестьян, которых она угнетала с исключительной жестокостью, используя для этого хорошо налаженный аппарат принуждения…Наказание еретиков сожжением на костре было введено в светское законодательство многих стран уже в XII-XIII вв. Для оправдания этого обычно ссылались на «божественные» законы. Фома Аквинский (1227 – 1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков: ересь-де большее преступление, чем даже оскорбление государя… Фома Аквинский рекомендовал заживо сжигать еретиков, и такой способ расправы с ними надолго вошел в практику инквизиции. Начиная со второй половины XIII в., инквизиционные костры запылали во многих европейских странах. Зажгли их и в России. Участь еретиков здесь разделили чародеи, ведьмы и другие ослушники православной церкви. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга Божий, а дьявол.
Православная инквицизия на Руси
***
Старообрядческая церковь:
Если православный народ откажется признать решения Московского собора 1666-1667 годов, его участники постановили проводить их насильственно... И в католической церкви и в господствующей российской церкви применялись сходные методы наказаний: бичевание кнутом, сожжение в срубе, отсечение головы, расчленение, уморение голодом и пр… Вот лишь некоторые акты инквизиции:
•Открыто критикующих церковные реформы, “производящих в народе соблазн”, если не покоряться “жечь в срубе”
•Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере “казнить той же смертию”
•Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их “казнить смертию”
•Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его а затем все-таки «казнить тою же смертию без всякого милосердия»
•Покрещеных в древней православной вере “если остануться упорными, казнить смертию”.
•Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.
•Бить кнутом и батогамидаже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды.
•Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились.
По мнению историков число жертв только за первое столетие гонений …исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, уморенных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо. Несколько миллионов человек было сослано, заключено в тюрьмы, лишено звания и имущества. Этот своеобразный рекорд репрессий по религиозным мотивам долгие годы оставался не досягаемым…
Историк И. Филлипов в своей книге “История Выговской пустыни” (С-Пб. 1862) так описывает картину религиозных преследований в России: “Везде бряцали цепи, везде служили дыбы и хомуты. Везде в крови исповедников ежедневно омывались железо и бичи. И от такого насильственного лютого мучительства были залиты кровью все города, утопали в слезах села, покрывались плачем и стоном пустыни и дебри, и те, которые не могли вынести таких мук при нашествии мучителей с оружием и пушками, сжигались сами”. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей…
Краткая история православной церкви
(эти сведения собрал и выложил участник putj на форуме "евангелие").
Свои и чужие
Говоря о православном национализме, следует вспомнить тот факт, что византийское христианство возникло и всегда существовало исключительно в форме господствующей религии. Поэтому неудивительно, что сегодня русской церкви, его наследнице и преемнице, так сложно существовать в современных демократических реалиях. Понятия о веротерпимости и религиозном плюрализме не присущи ей органически, просто в силу своей исторической природы. Церковь, которая веками существовала в эксклюзивном статусе господствующей, правящей религии, вдруг неожиданно для себя оказалась в условиях глобального мира, при котором никакой монополии на веру по средневековому образцу быть уже не может. И она оказалась совершенно не готовой к этому вызову.
С одной стороны, церковь не хочет и не может смириться с такой ситуацией, продолжая считать себя пусть и неформально, но официальной церковью (в ее догматике до сих пор существует термин «каноническая территория», под которой понимается вся Россия). С другой стороны, она понимает, что и вернуть времена тоталитарного средневекового господства над умами всего населения также не удастся. Что делать? В качестве решения проблемы церковь выработала компромиссный вариант – разделить все многообразие вер и конфессий по примитивной двуполярной схеме «хорошие – плохие», они же «церкви – секты», они же «свои – чужие», они же «традиционные – нетрадиционные».
Первые образовали закрытый элитный клуб религий высшего сорта. Сегодня в России получить титул «традиционная религия» считается символом высшего общественного признания. Традиционные религии обласканы и властями, и СМИ, они заседают во всех эшелонах власти и лобызаются с чиновниками всех мастей. Духовенство традиционных конфессий образует совместные комитеты и поздравляет друг друга с их праздниками, и так далее, и тому подобное.
Религии низшего сорта, не удостоившиеся звания традиционных, названы «сектами» и объявлены объектом общенациональной травли – информационной, административной, уголовной и любой другой возможной. Им в лицо брошен фактически нацистский лозунг «сектанты – вон из России» (или, в более корректной его форме, «Россия для православных»). И это при том, что любому религиоведу известно, что не существует научно достоверных критериев определения степени «традиционности» конфессии; при том, что в законодательстве ни одной страны мира не удалось внятно описать и зафиксировать, что же такое «секта» и чем она отличается от «не-секты»; при том, что члены этих «сект» являются полноправными гражданами своей страны, своих городов, имеющими весь набор тех же конституционных прав и свобод, что и остальные граждане. Еще более удивительно то, что «сектами» объявлены и все прочие, не подведомственные Московской Патриархии, православные юрисдикции, такие как православная автономная церковь, истинно-православная церковь, катакомбная церковь, различные ответвления зарубежной церкви, кроме разве что старообрядцев, которых РПЦ решила «помиловать» и исключить из числа сектантов.
На внедрение в общественное сознание примитивной схемы «свои – чужие» уже не один год бросаются огромные ресурсы. Результатом подобной политики стало то, что сегодня для православного человека является нормой открытое хамство и грубость в адрес религиозных меньшинств, нередко сопровождающиеся фашистскими заявлениями типа «иеговисты/мормоны/кришнаиты/т. п., убирайтесь в свою Америку/Индию/т. п.!» Это лишь малая часть из того, с чем я постоянно сталкиваюсь в общении с людьми, видя, какие печальные плоды приносит практика деления религий на хорошие и плохие – практика, не существующая нигде, кроме России, пары развивающихся стран бывшего СССР и еще нескольких арабских стран с фундаментальным исламским режимом. Эта практика приводит к самым печальным последствиям, и хорошо, если дело закончится банальным вандализмом; сегодня уже нередки случаи, когда пасторов и членов религиозных общин избивают, угрожают им и их семьям, разрушают культовые сооружения. Все это реалии современной России. Кто несет за это ответственность? Кто посеял в массовом сознании вирус ненависти, ксенофобии, фашизма? Это риторический вопрос, ответ на который известен непредвзято мыслящим людям.
Я совершенно убежден, что РПЦ виновна в том уголовном преступлении, которое именуется разжиганием религиозной розни, что по какому-то недосмотру остается вне внимания правоохранительных органов. Церковью созданы и поддерживаются организации, фонды и структуры, перед которыми ставится задача любыми средствами, вплоть до самых низких и черных технологий, компрометировать религиозные меньшинства. Набраны и финансируются целые команды профессиональных пропагандистов, работающих по дискредитации тех религий, которые произвольно, по указке из патриархии, объявлены «сектами». Арсенал церкви в антисектантской войне изобилует средствами и методами: это изобретение оскорбительных ярлыков (типа «тоталитарная секта», придуман А. Дворкиным); приписывание несуществующих уголовных преступлений, доказать которые в судебном порядке невозможно (типа склонения к самоубийству, мошенничества и т. п.); мифотворчество, в ходе которого искусственно придумываются и публикуются самые невероятные свойства и признаки сект, подкрепленные сомнительными историями; изобретение и популяризация лженаук (типа «сектоведение») и издание чуть ли не монографий по их тематике; дискредитация традиционного религиоведения, не признающего деления религий на секты и не-секты; дискредитация правозащитных институтов и отдельных правозащитников, защищающих права религиозных меньшинств; дискредитация целых государств (типа США), критикующих российскую религиозную нетерпимость либо проявляющих недостаточную, с точки зрения церкви, активность по борьбе с сектами; целенаправленная работа с властями с целью интеграции в ее институты либо, как вариант, оказание ей консультирующих услуг (например, судебным органам было предписано использовать в качестве методического пособия антисектантскую брошюру, изданную РПЦ).
Все это – сложный и продуманный комплекс мер, направленный на разжигание в России пламени антисектантской истерии, и истерии этой, к сожалению, не видно конца и края. Красит ли все это церковь? Мне кажется, что это ее стыд и позор. Христиане никогда не применяли по отношению к своим каноническим оппонентам подобных мер борьбы. Святой Ириней Лионский, чьим именем назван один из антисектантских центров РПЦ, занимался интеллектуальной богословской критикой, а не пропагандой и обливанием грязью оппонентов, и уж тем более он не натравливал на них силовые подразделения государства (впрочем, чуть позже церковь начала делать и это). РПЦ любит ругать сектантов за то, что их деятельность финансируется из-за рубежа, но сама не чурается кормиться и содержать армию профессиональных компроматоров за счет средств западных фондов.
Что самое главное, церковь не может и не хочет понять, откуда они берутся, эти нетрадиционные сектанты. Она закрывает глаза на очевидный факт: почти все они – ее же бывшие прихожане, формальные либо номинальные. Не удовлетворенные сомнительными церковными ответами на вопросы бытия, разочарованные ее культами и ритуализмом, они покинули лоно церкви и устремились на поиски истины в другом месте, найдя ее в гонимых и нетрадиционных религиях-меньшинствах. Церковь сама плодит своих врагов; не давая пастве разумного руководства и ответов, она сама способствует тому, что они ищут это руководство и ответы в других местах, покидая прогнившие, по их мнению, традиционные церкви и ища духовного освежения в чем угодно, лишь бы не снова «традиционном». Возможно, если однажды церковь осознает это и найдет в себе силы стать настоящей опорой для своей духовно изголодавшейся паствы, то и для сектантства в России не останется почвы. Остается лишь вопрос – будет ли это та же самая церковь, или какая-то совершенно другая?
Кровавая Святая Русь
Русской церкви органически противоестественна мысль о правах и свободах человека. Замечательную оценку сделал известный социолог Сергей Филатов: «Сейчас для всех (по крайней мере, сколько-нибудь заметных) христианских церквей (в том числе и православных) демократия, политические свободы и права человека стали частью их идеологии, частью их представлений о по-христиански справедливом общественном порядке... Существует единственное исключение — Русская православная церковь. В своей официальной доктрине (Основах социальной концепции Русской православной церкви) она прямо заявляет, что с демократическим порядком она готова лишь мириться как с неизбежным злом. Отец Всеволод (Чаплин – А. Ч.), со свойственной ему откровенностью, публично осуждает демократию. Может быть, действительно все христиане, кроме приверженцев РПЦ, идут путем неправедным, а одна РПЦ сохранила евангельскую Истину? Но из чего можно сделать такой вывод? Может быть, РПЦ более независима от внешних влияний, в первую очередь государства, и поэтому не утеряла Истину? Все как раз наоборот. Может быть, она может служить светильником праведности, что дает ей право говорить о том, в чем на самом деле состоит праведность? Но моральное состояние русского православного общества, с его лживостью, жестокостью и распущенностью, намного ущербнее и американского, и западноевропейского. Может быть, в РПЦ собрались сейчас лучшие в мире христианские богословы, сумевшие лучше всех прочесть Библию? Вроде бы нет таких богословов».
Современная русская церковь не стесняется при случае попинать своих оппонентов на религиозном «рынке душ» – католиков, мусульман, протестантов и, конечно же, «сектантов». Первым церковь мягко мешает строить культовые сооружения, на последних обрушивает всю мощь подконтрольных СМИ, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах. При этом сама церковь продолжает считаться духовным светочем нации, образцом морали и нравственности; она считает себя обязанной осудить концерт Мадонны или сквернословие среди молодежи, пожурить телевидение за засилье аморальных телепрограмм или поратовать за усиление нравственного образования в школах.
Я никогда не перестану удивляться потрясающей метаморфозе, которая произошла с церковью в современной России. Многовековая история русской православной церкви написана кровью – мучеников, еретиков, раскольников, старообрядцев. С помощью светских властей церковь сожгла на кострах, уничтожила в застенках, замучила в монастырских пыточных тюрьмах тысячи неугодных ей людей. Вот лишь пара цитат. В первой идет речь о знаменитом православном инквизиторе, «русском Торквемаде» Иосифе Волоцком: «Иосиф хорошо знал практику испанской инквизиции, восхищался ее деятельностью по борьбе с ересями и пытался перенести на русскую почву теорию и методы ее борьбы... Настаивая на казни еретиков, Иосиф доказывал, что даже те из них, которые, убоявшись смерти, покаялись, не заслуживают помилования и прощения... Вслед за католическими инквизиторами Иосиф учил, что в борьбе с еретиками допустимы все средства – обман, хитрость, ложь, предательство. Одно лишь сомнение в законности сожжения противников церкви этот инквизитор считал „неправославным“» (Е. Грекулов, «Православная инквизиция в России»).
А вот что происходило во времена патриарха Никона (17 век): «Никон – писал в своем послании расколоучитель Аввакум, – епископа Павла Коломенского мучил и сжег в новгородских пределах; протопопа костромского Даниила уморил в земляной тюрьме в Астрахани; священнику Гавриилу в Нижнем приказал отрубить голову; старца Иону Казанца в Кольском остроге на пять частей рассекли; в Холмогорах сожгли Ивана Юродивого, в Боровске — священника Полиевкта и с ним 14 человек. В Нижнем сожгли народу много, в Казани 30 человек, а живущих на Волге в городах и селах и не хотевших принять антихристовой печати клали под меч тысячами. А со мной, – продолжал далее Аввакум, – сидело 60 человек и всех нас мучил и бил и проклинал и в тюрьме держал» (С. Максимов, «Рассказы из истории старообрядчества по раскольническим рукописям»).
Это лишь два из множества исторических свидетельств. Церковь всегда, всю свою историю была институтом принуждения: тесно сотрудничая с царскими властями, она приводила подчиненную ей паству к послушанию огнем и мечом, совершенно не стесняясь в средствах . Недаром в Новгороде возникла пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». «Еретики» карались смертью, мусульмане, евреи и язычники отправлялись на каторгу, их имущество конфисковывалось. В языческих районах проводилась насильственная христианизация: людей заставляли учить русский язык, перекрещивали под угрозой расправы, у семей отбирались дети и отдавались на воспитание православным родителям или в монастыри. Все это отнюдь не единичные случаи, а массовая политика, которую русская церковь проводила всю свою историю вплоть до 1917 года. (Любознательных отсылаю к источникам: Грекулов Е, «Православная инквизиция в России»; Гордиенко Н, «Крещение Руси»; Будовниц И., «Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян»).
Это поразительно: организация, которая отправляла людей на каторгу и отбирала у матерей их детей, сегодня обвиняет «секты» в разрушении семей! Организация, которая отправляла палачей выжигать старообрядцев целыми селами (так что те, не дожидаясь палачей, предпочитали сжечь себя сами), сегодня осуждает «сектантов» за «духовный терроризм», под которым понимается разговор с людьми на улицах. Организация, монахи которой воевали с крестьянами за землю (воевали в прямом смысле слова, когда кровь лилась рекой), сегодня осуждает «секты» за нарушение прав граждан. Организация, которая сгноила сотни людей в монастырях-тюрьмах (таких как печально известный Соловецкий монастырь, где люди годами томились в каменных мешках размером метр на метр), сегодня имеет дерзость учить кого-либо нравственности, морали, любви к ближнему.
Да, можно сказать, что это были темные, средневековые времена. Однако может ли истинная церковь Христова становиться такой же, как окружающий ее мир безбожников, подстраиваться под него, перенимать его «темные и средневековые» методы? Или она, скорее, должна освящать этот мир, делать его лучше, а при невозможности скорее пострадать самой, чем причинять страдания другим?
Здесь возникает интересный вопрос: почему церковь сегодня не прибегает к методам Никона и не вспоминает Иосифа Волоцкого, но вместо этого говорит о ненасилии и непринуждении? Что произошло, что церковь вдруг столь резко изменила позицию? Нельзя говорить о том, что она раскаялась в содеянном: и Никон, и Иосиф Волоцкий открыто восхваляются церковью, Иосиф возведен в лик святых, в Саранске установлена памятник Никону, зато нет ни одного памятника жертвам церковных репрессий. Не было ни публичного покаяния, ни извинения, ни даже простого заявления об изменении позиции. Это все та же церковь, публично объявляющая себя наследницей тысячелетней русской церкви, основанной киевским князем Владимиром. Что же случилось?
Не потому ли сегодня церковь не убивает и не мучает своих врагов, что ей не дает это делать светское государство с его законами и конституцией? Не потому ли она разглагольствует о ненасилии, что ей просто не дают возможности чинить насилие, что бы она делала, будь такая возможность?
Человек показывает свое истинное лицо не тогда, когда у него связаны руки и он не может делать то, что хочет, а тогда, когда ему дан карт-бланш на любые действия. Именно тогда открывается его истинное «Я» и окружающие могут увидеть, каков он на самом деле. Это в равной мере применимо к любой организации, в том числе религиозной. Если бы церковь открыто покаялась в собственной кровавой истории, можно было бы говорить о ее искренности сегодня; поскольку она этого не делает, ее молчаливое согласие с нею дает нам основание считать, что ее отношение к этой истории не изменилось. Перед нами – все тот же институт принуждения, которому светское государство начиная с 1917 года связало руки.
В этом отношении не может не вызывать тревогу наметившаяся тенденция критики светского государства, которую в последние годы проводит церковь. Если ей удастся демонтировать светские основы государства, кто тогда сможет поручиться, что десятки и сотни тысяч неправославных и прочих «еретиков» не окажутся в лучшем случае на Соловках, а в худшем – на кладбище? Сегодня такую гарантию дает только конституция светского государства, пусть худо-бедно, но соблюдаемая. «Еретикам» остается лишь молиться, чтобы так продолжалось как можно дольше.
www.infoportalas.lt
Кураев к годовщине панк-молебна пусек
о. Андрей Кураев поблагодарил "Pussy Riot" за проведение «панк-молебна»: «Они выступили в роли провокаторов-диагностов. Бывает, что врач вкалывает раздражающую инъекцию пациенту, чтобы посмотреть на реакцию организма. Естественно, “Пуськи” не собирались лечить нашу церковь, но произошло именно так. Можно из жалости подобрать щенка в лесу, начать его кормить, а потом обнаружить, что вырос зубастый волчара, который готов всех загрызть, в том числе и своих спасителей. Нечто подобное произошло с нашей церковью. За годы усиленного постсоветского откорма оказалось, что зубки-то восстановились. Сколько было мечтаний о том, чтобы сжечь их на костре. Стало понятно, что люди готовы убивать, сжигать по религиозным мотивам. Все эти богочестивые слова, умильные выражения лиц – всё это мгновенно конвертируется в совершенно звериную ненависть. И вот за это напоминание “Пуськам” спасибо. Они провокаторы, но с каким удовольствием православные поддались на эту провокацию».
Заключение:
История ничему не учит церковных деятелей, которые и сегодня, как и всегда, лебезя у трона, и за свое холуйство приобретя царской милостью невиданные богачество, права и власть, требуют жестоких расправ светской власти с любым церковным инакомыслием и несогласием, с любыми проявлениями провозглашенной в Конституции свободы совести, нагло присвоенной лишь себе, любимой, Московской Патриархией вместе с еще пятком избранных "традиционных" религиозных организаций. Уголовному преследованию, административному притеснению и произволу "силовиков", а также рейдерству и грабежу со стороны Моспатриархии по всей стране подвергаются во главе с Иеговистами многие религиозные организации. От религиозных групп и сообществ даже самых мелких требуют отчета и госрегистрации, в которой затем отказывают под надуманными предлогами, переводя их таким образом на нелегальное положение и ставя под угрозу уголовного преследования. Абсурд правоприменительной практики дошел уже до того, что два человека, обсуждающие библию, могут быть арестованы и посажены на большие сроки за "незаконное миссионерство". Если пойдет так и дальше, то дождемся и смертных казней "еретиков". А попы дождутся очередной революции, и будут потом удивляться, за что же их, божиих людей, народ сбрасывает с колоколен.