Найти тему
Краткая история

Взятие Измаила.«На штурм такой крепости можно решиться только один раз...»

Мерилом отечественного полководческого искусства уже два с лишним века является Александр Васильевич Суворов. Это имя известно по всему миру наряду с Ганнибалом, Цезарем и Наполеоном. Вершиной же полководческого таланта Суворова считается взятие Измаила. Комендант турецкой крепости Мехмет-паша хвастливо заявлял, что скорее небо упадёт на землю, чем русским удастся взять эту твердыню. Свод остался на месте, но не прошло и недели после произнесения этих слов, как город был занят Суворовым.

Александр Васильевич Суворов
Александр Васильевич Суворов

«На штурм такой крепости можно решиться только один раз...»

Военная наука говорит, что для взятия неприятельских укреплений нужно обладать перевесом в живой силе минимум в два раза (лучше больше). Ведь соперник не только надёжно спрятан за стенами, но и расположен на высоте, поэтому имеет возможность простреливать всё поле боя без опаски получить пулю в ответ. Взятие Измаила - удивительный подвиг ещё и потому, что Суворов пошёл на штурм, имея всего 31 тысячу человек, против 35 000 оборонявшихся!

Крепость Измаил
Крепость Измаил

К концу 1790 года судьба очередной русско-турецкой войны уже была решена. Османская империя потерпела целый ряд поражений, но не спешила заключать мир. Чтобы подтолкнуть султана к этому решению, нужна была по-настоящему громкая победа. Эта роль и отводилась взятию Измаила – крепости на Дунае, позволявшей контролировать торговлю и судоходство по «главной артерии Европы».

По длине укреплений турецкая твердыня в 3 раза превосходила московский Кремль. Правда, на вид она выглядела менее впечатляющей, поскольку львиная доля стен была земляной. Это создавало впечатление её старости и слабости, однако, на самом деле, говорило об обратном.

Гравюра С. Шифляра "Штурм Измаила", 11 декабря 1790 года
Гравюра С. Шифляра "Штурм Измаила", 11 декабря 1790 года

Бои за крепости остались далеко в Средневековье, поскольку пушки, существовавшие в XVIII веке, в два счёта проделывали дыры в самых мощных каменных стенах. Однако стрелять по земляным укреплениям Измаила было бессмысленно – ядра не могли причинить им вреда.

Большая длина стен могла сыграть дурную шутку с обороняющимися: если бы в крепости не хватало солдат, то, растянув линию обороны на все 6 километров, можно было получить подавляющее преимущество на отдельных участках. Однако в Измаил отошли гарнизоны четырёх соседних оставленных турками крепостей, поэтому и оружия, и боеприпасов, и продовольствия у оборонявшихся было даже больше, чем у наступавших.

-4
СВО
1,21 млн интересуются