Фильм мрачный, кровавый в какой-то мере, с элементами эротики и резни, так что рейтинг 18+.
Давным-давно, под конец девяностых, на одной из кассет для видака попался этот фильм. Хоть убей не помню, как назывался второй, но тоже он был про вампиров и охотника на них, он был на той кассете первым, а следом шел сабж. Но вот второй фильм я запомнил. Посмотрев пару раз – ну почти стандартный ужастик про вампиров, вполне трэшовый, я потом записал на него что-то другое – о чем впоследствии пожалел. Фильм был с нашим переводом.
Дело в том, что через некоторое время вспомнив об некой необычности и диковатости этого фильма, я стал его искать. Но написанное на кассете название фильма – даже в начале самого фильма, красными буквами Graveyard Shift (Кладбищенская смена или дословно - Перенос кладбища) не дало при поиске однозначных результатов. Мне уже стало интересно, что же я видел ранее и что за чертовщина творится с его поиском и названием?! В первую очередь нашел фильм - экранизацию С.Кинга Ночная смена 1990 года – у него был такой рассказ, про крыс. Не то. Потом нашел Night Shift 1982 года - пошловатую комедию, про то, как на катафалках клиентам возили девочек два предприимчивых чувака – так они хотели сэкономить, арендовав похоронное агентство и вместо лимузинов используя катафалки. Забавно, но тоже не то.
И наконец, около 2010-го, когда я всё же нашел по описанию этот фильм. То есть, чем больше я искал, тем больше во мне разгорался азарт – при том, что искал фильм чисто из принципа, доказать, что он существовал в природе – а то словно про него и не знал никто. То есть результат этих поисков, в принципе, яйца выеденного не стоил. Но дело принципа.
Сначала нашел трейлер к этому фильму – и рабочее название у него было Central Park Drifter (водитель центрального парка), а заявленное - Graveyard Shift. Немецкий вариант - Natcht-Scicht. То есть, он конфликтовал по названию с более известным, но более поздним, именитым фильмом-экранизацией по Кингу. В открытых источниках его не было, хотя была пара обзоров на английском.
То есть, этот фильм предали анафеме и затерли, по крайней мере, он нечасто всплывал потом. Американцы были от него, в принципе, в восторге - отмечали смелость и некую отбитость этого фильма, старые забугорные хороррщики делали пару обзоров и кое-кто помнит о нём, но в целом, этот фильм закономерно забыли. Но он ценен именно всем этим.
Очень редкий фильм, когда искал смог найти и скачать только на англоязычном сайте, в среднем качестве (ибо VHS-версия) и конечно же в английской озвучке. В принципе, еще помня в общих словах, что там было в фильме, я смог понять о сюжете.
Также до сих пор не могу найти фильм Опасная близость (Close) 1993 года) Пола Колле - реклама его была на кассете, есть другие фильмы этого режиссера (тоже своеобразной направленности), но этот словно если и был в природе, то пропал с радаров. Или его не досняли до конца или что. Тёмная история – и режиссер умер в год окончания съемок, в 1993 году, завершив свою карьеру. Может быть, его бельгийская мафия замочила, о которой он снимал, а кассету заныкала? Мне просто интересно - инфа есть, а фильма в природе нет. Тут сходная ситуация, но за исключением того, что этот-то фильм, про вампира-таксиста я нашёл… Отпишитесь по этой ситуации если что.
Это как с пошловатой же комедией Zapped! (Влипли! ) – довольно смелой для 80-х, но вторая часть - унылая и скучная, без изюминки, да и герой картины не тот, что был в первой. То же было и с нашим Фанатом 1989 года - вторая часть 1990 года, с другим актером и более слабая была уже хуже первой. С Graveyard Shift идентичная ситуация, причем вторая часть вышла следом за первой – в 1988 году.
Так как, скорее всего, вы этот фильм с трудом найдете, то кратко перескажу его суть - которая содержит, с одной стороны некую смелою бредовость сюжета, с другой стороны – всё логично и просто. В целом, сколько в нём многое предсказуемо столько и необычно в самих ситуациях. Режиссер своеобразный, сам он итальянец – Джерри Чикоретти, так что он снял своё виденье, довольно смелое, хоть и получился фильм категории B, а снимали в Канаде (так кажешься, я его и нашел-скачал).
В целом, этот фильм имеет банальнейший и предсказуемый сюжет, клише, но уникальный по-своему. Чтобы коротать долгое время, немало проживший вампир Стефан Цепеш (с ярко выраженной итальянской внешностью) устроился таксистом, в ночную смену, (смена “Красный глаз” у американцев – то есть работа в ночное время, от этого от недосыпа красные глаза бывают). Что еще забавно, сеть такси называется “Черная кошка” - Black cat.
И надо сказать он ловко устроился – зачастую берёт на борт женщин, а понравившуюся, либо выпивает, либо обращает. А так как преимущественно в ночи, из женщин ему попадаются обычно две категории – гулящие женщины, либо женщины спешащие домой с работы. Выбор невелик. Именно поэтому все его подопечные обладают своеобразным похотливым характером. Зачастую уже обращенные, потом они рыщут по городу, встречаются с мужиками, но обычно режут их и пьют кровь – она всё же у них в приоритете. Обычное такое поведение вампирш на выпасе (вспомнить хотя бы начало первого Блейда). Сам он их время от времени тоже потрахивает. Своеобразная цепочка ̶с̶у̶т̶е̶н̶е̶р̶ ̶и̶ ̶е̶г̶о̶ ̶д̶е̶в̶о̶ч̶к̶и̶ Дракула и его невесты. Всё по классике. Это уже забавно.
Хм, а потом в 2001 выйдет Vampire: the Masquerade – Bloodlines , где по городу рассекает в такси вампир-таксист, да не простой, а изначальный Каин. Что-то знакомое – традиция.
Далее, как это бывает, он довозит обычную, в общем-то брюнетку Мишель, как мне показалось то ли с греческими, то ли с турецкими чертами, у них завязывается роман – да вот беда, эта женщина имеет мужа, так что всё же этой странной связи стесняется. А загадочный и неотразимый (вампирские чары, носферату-мужчина же) ночной водитель такси, такой мужественный, с тёмным прошлым; он галантен и тактичен – и не спешит о себе рассказывать. Мишель с ним тусит, танцует там, на вечеринке. В общем зарождается даже не любовь, а страсть. Стефан и сам несколько удивлён своим чувствам – и это мешает, так как он привык водится со своими ̶п̶о̶х̶о̶т̶л̶и̶в̶ы̶м̶и̶ ̶к̶о̶ш̶е̶ч̶к̶а̶м̶и̶ ̶ вампиршами.
Так и не определился, красива ли Мишель – симпатична вроде бы, но будучи брюнеткой обладает странной внешностью, этакой хищной, грубоватой и не очень типичный. В фильме это играет на загадочность этой женщины.
А после Мишель закономерно застукивает его в его родним такси, когда он окучивает очередную свою вампирессу, причем он в этот момент выглядит так, словно мукой присыпан – это у него такое состояние носфератское, криповое, мало кровное – весь белый, ̶с̶о̶в̶с̶э̶м̶ ̶б̶е̶л̶ы̶й̶ ̶и̶ ̶г̶о̶р̶я̶ч̶и̶й̶. В общем, он свою Мишель догоняет и после перепалки признается в своем вампиризме. Типа, я тебя люблю, а то что гоняю на сторону с вампирессами, так это моё, вампирское… Ну, тут всё становится интереснее, Мишель о нём узнает больше, а потом под середину, фильм радует такой сценой, что даже не знаю, что делать...
Параллельно в городе полицейские хватаются за голову, пытаясь выследить того кто оставляет обескровленные трупы, да и просто трупы – дело ещё и в том, что нашего таксиста пытались гопнуть хулиганы - и всадили в него пару пуль, но наш носферату-бобмбила не впечатлился огнестрельной дипломатией и растерзал грабил. Так что полиция заинтересована раскрыть всю эту чертовщину. Тут тоже клише – эти дела расследует благообразный детектив, как мне показалось, с лицом и прической римского патриция. Он прямо так и говорит – ты это видишь, какого черта происходит?! В общем, наш вампир косвенно неизбежно палиться перед властями – и его конспирацию сильно подрывают похотливые его подружки. И это логично, а то развел себе гарем – следи за их выходками.
Кроме них, Стефана однажды задерживает симпатичная женщина-полицейская, но готовый к претензиям и штрафу водила уже готов понести наказание, но тут полицейская садится с ним в патрульную тачку и показывает свою надкушенную грудь – то ли её покусал сам водила, но забыл, то ли более вероятно её надкусил еще один вампир, может быть даже она из его подружек.
То есть, её как и остальных вампиресс, тянет к хозяину. Так, хоть и рядовой, но в полиции у него теперь есть подпевала, агент и верная прислужница-осведомительница (вспоминаем вампира-наводчика из Мастера и Маргариты Коровьева). Это тоже со временем становится проблемой, так как вампирша-полицейская рискует и теряет голову ради хозяина, да и крово-жажда её и странное поведение вызывает у коллег вопросы – и однажды она сама палится и попадается другим копам.
Чем еще цепляет фильм, так это своим ритмичным саундтреком, основной темой – даже на кассету магнитофонную из фильма тогда записывал. Действительно неплохо. Она играла в последней четверти фильма, когда вампир-водитель выпивал очередную жертву, а задержанная, спалившаяся на неправоправных действиях, женщина-полицейская в это время, чувствуя что кормится её хозяин, начинала бесится, и в конце конов пила свою кровь. То есть была показана связь хозяина и его подопечных. Они могли чувствовать, чем занят их хозяин.
На YouTube есть санудтреки к фильму, но в него обычно, как всегда, не входит та самая мелодия, которая мне нравилась.
Итак, далее между Мишель и Стефаном происходят танцы на маскараде в масках, общение, а далее ̶р̶о̶м̶а̶н̶т̶и̶ч̶е̶с̶к̶и̶й̶ ̶у̶ж̶и̶н̶ ̶п̶р̶и̶ ̶с̶в̶е̶ч̶а̶х̶ ̶ соитие при свечах - в обитом бархатном гробу (где наш дон-жуан обычно спит днём). Вот это сцена – даже в "Дракуле" Копполы до этого не додумались, не дотянули, да и какие там “Сумерки” и романтика! Такое было бы в духе Уве Болла – но не вышло бы у него столь красиво и продуманно. В общем, всё цинично и в какой-то мере жизненно – ̶н̶е̶ ̶н̶е̶к̶р̶о̶ф̶и̶л̶ы̶ ̶ч̶а̶й̶. Вампир и смертная. Оба любят друг друга, опять же антураж. Пытались снять красиво, если бы не одно но…
Но также параллельно их отношениям, нам показывают, что в это время делают его "невесты" – а они завлекают и режут мужиков. Как по мне, это уже лишнее, переборщили с пошлятиной. Романический гроб ещё куда не шло, но все эти аж тройные завлекалова-резня… В целом, фильм этими кадрами опускается чуть ли не до порнухи. Что самое обидное, под нож идёт коллега-друг Стефана (выглядит как шестидесятник, со стильными байкерскими усами, переходящими в бакенбарды, и длинными волосами), с которым они контачили – не повезло.
Далее идет все дело к развязке. Полиция и детектив на хвосте, муж что-то начинает подозревать – роль типичного недотепы, простоватого, но симпатичного мужа, который любит жену и пытается докопаться, во что она влипла. Мне напомнило ситуацией фильм Колдовская доска 1986 года – и последующие события тоже: муж, жена, детектив. И тот же год, их словно делали по одной заготовке – есть некая связь.
В морге патологоанатом традиционно и меланхолично ест бутерброд, мало уделяя внимания мирской суете - тоже заезженный штамп.
В общем, многое портят безголовые невесты, прибегает муж, а сам Стефан погибает, а муж решает добить покусанную жену осиновым колом, дабы не мучилась и не превратилась в такую же ̶к̶р̶о̶в̶о̶с̶и̶с̶ю̶ кровососку. Почти драма, но и ирония. Прибегает дурак-детектив и что же он видит: муж пытается убить бессознательную жену – маньяк! Мужа он пристреливает из штатного ̶м̶н̶о̶г̶о̶с̶т̶в̶о̶л̶ь̶н̶о̶г̶о̶ ̶к̶о̶л̶о̶м̶ё̶т̶а̶ револьвера, дело закрыто – и оно остается тёмным. Знал бы он, что сделал всё неправильно и история такая может повторится. И так и получается.
Жизнь в ночи продолжается. Смотрящая на ночной город фигура оборачивается и мы видим, что это наша Мишель – в кожаном прикиде и завязанными в хвост волосами, ухмыляющаяся и уверенная в себе. Свято мест пусто не бывает – нечистая жизнь продолжается, и теперь уже Мишель - таксистка-вампирша, работает в той же службе такси “Черная кошка” - и подвозит молодых и перспективных парней и мужчин.
Вот как раз один толстомясый полнокровный мужичок-бизнесмен, с глуповатым лицом - просит подвести! Довольно циничный финал: быстро она оправилась от гибели любовника, освоилась, заняв его место (и продолжив кармические мучения-наслаждения, начатые Стефаном) и своеобразная рекурсия, где в глубине этой закономерной ситуации скрывается мрачная кроха драматизма: все циклично и повторяется, драма сменяется обыденностью, кто бы ни был – человек или вампир, но они цепляются за привычные им дела и живут или не-живут дальше…
Также показано и то, что все подвержены судьбе и року, игре случая, а многое возвращается на привычное русло и порой неизменно. Цинично но и жизненно, я бы даже похлопал в ладоши в конце фильма – гениально и просто!
Разное.
История и сценарий – Gerard Cbccoritti, Helen Papas – Мишель, Стефан Цепеш - Pliviero Silvio (или Майкл А. Миранда). Также, как отсылочка, персонаж – Cliff Stoker. Место действия – Нью-Йорк. Нашему вампиру-таксисту 350 лет. Он косит под Дракулу, но не дотягивает – в крайнем случае тянет на бедного его родственника, да и на румына похож с натяжкой.
В титрах и рекламе - FBI Warning : Beware of vampire taxi drivers ! И действительно, опасайтесь вампиров-таксистов!
Сравнительно недавно в английском же секторе выложили – вторую часть 1988 года - Graveyard II: The Understudy, следом за первой - но уже слабее первой, вот она действительно смотрится вторичной, супер-трэшовой (хотя и первая была не ахти) без из юминки – ни особой кровищи и обнаженки, много болтовни, притом пустопорожней. К тому же они наступили на горло своей же песне: с помощью некой певицы, воскресили Стефана - который там обзавелся новой кудрявой шевелюрой и теперь точно стал смахивать на итальянца, а то и на цыгана; что конечно перечеркивало драматизм и фатализм концовки первой части. Так что не стоило снимать вторую часть, хотя первая была все же уникальна по-своему. Второй удивить нечему.
Вскоре удалось найти на YouTube этот фильм, но уже не в английском, а в испанской переводе. Ну хоть что-то. Может когда-нибудь набреду и на русскую версию.
Итог.
Необычный фильм, простой совсем, жанр выбран двоякий: триллер, хоррор и прости Господи, своеобразная романтика – но циничная. Редкий фильм, за который видимо смелого и ̶п̶о̶т̶е̶р̶я̶в̶ш̶е̶г̶о̶ ̶с̶т̶р̶а̶х̶ ̶ безбашенного итальянца-автора сильно видать ругали цензоры и любители вампирской эстетики, ̶а̶ ̶р̶и̶а̶л̶ ̶в̶а̶м̶п̶и̶р̶ы̶ ̶п̶о̶х̶о̶х̶а̶т̶ы̶в̶а̶л̶и̶ ̶и̶ ̶у̶с̶м̶е̶х̶а̶л̶и̶с̶ь,̶ ̶о̶ц̶е̶н̶и̶в̶ ̶о̶м̶м̶а̶ж̶.
На самом деле, как некогда поведал “консультант” ведьмака вампир Регис – вампиризм и сосание крови порождает в человеческом сознании некую преступную сексуализацию, так что появление этого фильма закономерно. Он забавен своими клишированными, но циничными идеями. Музыка зачетная, тягучая и мрачноватая (ночная) атмосфера фильма, некоторые элементы фильма заставляют встрепенутся, но остается впечатление как от трэшака - но нетипичного, дерзкого и провокационного – и это отчасти спасает этот фильм. Но, как видите, фильм редкий и не востребованный – многие про него вообще не слышали.
Фильм вобрал в себя много чего, даже попытался в романтику, при элементах триллера и эротики, что тоже необычно.
Получилось мрачновато, странно и с одной стороны банально, с другой же стороны - все же чуток необычно. Режиссер хотя бы попытался снять нечто диковатое, необычное - своё, и про вампиров; так сказать, Дракула на минималках - и в наше время.
Получилось в чём-то цинично и пошло, но с другой стороны, любопытно, и всё же раскрывая вампирскую тему, о нём тоже я посчитал упомянуть.