Найти в Дзене
Неуёмный старпёр

Вынужденная «кругосветка» четвёрки советских солдат с баржи Т-36

Анатолий Крючковский, Иван Федотов, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский (слева направо)
Анатолий Крючковский, Иван Федотов, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский (слева направо)

В 1960-м году имена «битлов» уже знал весь мир. Но, как ни удивительно, пальма первенства мировой известности принадлежала не им, а другой четвёрке. Четвёрке простых советских солдат из «стройбата» – Асхату Зиганшину, Анатолию Крючковскому, Филиппу Поплавскому и Ивану Федотову.

17 января 1960 на курильский остров Итуруп налетел страшнейший ураган. Скорость ветра достигала 60 м/сек (это 215 км/час!). 15-метровые волны сорвали со швартовки самоходную баржу Т-36, обычно перевозившую на берег грузы со стоящих на рейде судов, не способных подойти к причалам из-за небольшой глубины бухты. 13 часов экипаж 17-метровой баржи с бортами высотой 2 метра боролся с ветром, трижды пытался выбросить свою посудину на берег. Но судёнышко лишь получило пробоину, которую пришлось заделывать при 15-градсном морозе, с палубы смыло бочонок с пресной водой и повредило рацию, а двигатели, израсходовав топливо, остановились. Ураган выгнал кораблик из бухты, а в открытом море его подхватило холодное течение Куросиво и понесло в центральную часть Тихого океана.

Припасы выдавались экипажам раз в три дня, а буря случилась как раз на третий день. Поэтому на борту судёнышка оставалось всего несколько ложек крупы, полчайника пресной воды и полведра картошки, рассыпавшейся во время шторма и пропитавшейся соляркой. К тому же в ближайшие дни в район, где дрейфовала Т-36, планировались пуски советских ракет, и он был закрыт для плаванья и полётов.

Макет баржи Т-36
Макет баржи Т-36

Повезло экипажу лишь в том, что ими командовал младший сержант Зиганшин, который быстро сообразил: искать их начнут нескоро, поэтому надо экономить еду. Сначала доели крупу, потом в ход пошла воняющая соляркой картошка – по одной в день на четверых. Когда закончилась и она, Зиганшин вспомнил, как пираты в случае голода обдирали и варили кожу с мачт. Первым на обед пошёл ремешок от часов, потом кожаные поясные ремни. А когда съели и ремни, пришёл черёд солдатских сапог. Вначале их несколько раз вываривали, чтобы избавиться от гуталина, потом обжигали, чтобы кожа стала помягче, резали на кусочки и мазали солидолом, чтобы легче было глотать. Из восьми сапог уцелел лишь один. «Потом мы обнаружили кожу под клавишами гармошки — такие маленькие кружочки. Их глотали без обжига, так как кожа была достаточно мягкая», –вспоминает Анатолий Крючковский. Пили воду из системы охлаждения двигателей.

В "честь" этого советские даже сочинили песню, которую распевали на мотив популярного рок-н-ролла Билла Хэйли «Rock around The Clock»:

Как на Тихом океане

Баржа тонет с чуваками.

Чуваки не унывают,

Под гармошку рок лабают.

Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,

Зиганшин – парень из Калуги,

Зиганшин – парень-молоток,

Зиганшин съел сырой сапог.

Вот прошли уж две недели,

Сапоги давно все съели.

Добралися до гармошки,

Не оставили ни крошки.

Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,

Зиганшин – парень из Калуги,

Зиганшин – парень-молоток,

Зиганшин съел второй сапог…

Несколько раз бедствующие видели в отдалении корабли, но их не замечали. Лишь на 51-й день одиссеи к ним подлетели вертолёты с американского авианосца «Кирсердж», а спустя два часа уходивший было авианосец вернулся, чтобы поднять их на борт. Позже Асхат Зиганшин спросил капитана «Кирсерджа», почему к ним не сразу подошли. «Мы вас боялись», – ответил адмирал.

Похудевших на 30 кг солдат поместили в лазарет, доставили в США, где они ещё неделю приходили в себя на даче посольства СССР. В Европу они возвращались на корабле «Куин Мэри» (лететь самолётом запретили врачи), потом поездом в Москву.

Команда Т-36 в Сан-Франциско
Команда Т-36 в Сан-Франциско

История об удивительном мужестве советских солдат (за время дрейфа они ни разу не поссорились, постоянно отчерпывали мисками сочащуюся из пробоины воду) облетела весь мир. Ребят встречал в Москве министр обороны, их наградили орденами Красной Звезды, подлечили в Гурзуфе и, замыкая кругосветное путешествие, отправили дослуживать в родную часть. Впрочем, вскоре по рекомендации командования все поступили в военно-морское училище.

Сегодня из четверых жив только Анатолий Крючковский, 41 год проработавший на киевском заводе "Ленинская кузня". Все четверо всю жизнь посвятили морю. Иван Федотов, работавший в рыбной отрасли, умер в 1999 г. Филипп Поплавский ходил в Атлантику на гидрографическом судне, наблюдавшим за космическими аппаратами, скончался через два года. Асхат Зиганшин занимался аварийно-спасательными и водолазными работами, а до смерти в 2017 г. сторожил яхты и катера под Питером.