Найти тему
Владимир Голубченко

Почему к началу третьего тысячелетия человечество не высадилось на Марс, или почему люди – идиоты?

Изображение взято с сайта wallpaperswide.com
Изображение взято с сайта wallpaperswide.com

Столь резкий заголовок, который я надеюсь нисколько не оскорбил самокритичного читателя, невесть каким образом набредшего на эту статью, есть ничто иное, как сухая выдержка из интервью грандиозного Рея Брэдбери.

В этой статье я постараюсь не пересказывать перипетии жизненного пути автора, для этого есть другие каналы, или на худой конец вы можете подождать скорого кризиса идей, но акцентирую внимание читателя на работе писателя, ставшей той самой, о которой мечтает каждый творческий трутень.

Изображение взято с сайта simkl.ru
Изображение взято с сайта simkl.ru

Так уж случилось, что прорывной для писателя роман, впервые был издан на страницах небеизвестного, а что главное, жутко популярного в то время журнала Playboy . И буквально тотчас стал произведением, вознесшим молодого писателя, практически на вершины писательского Олимпа. «451 градус по фаренгейту» увидел свет в 1953 году и в те годы, был должно быть одной из самых актуальных авторских фантазий о будущем.

Дело в том, что архивные кадры сжигания книг перед Рейхстагом, которые сейчас знает любой школьник, в те времена были совсем не архивными, но делами только что минувших дней, а набиравшее обороты телевидение, массово проникавшее в сознание миллионов жителей земного шара, равно как и любая новая технология вызывала страх в сердцах многих консерваторов. Именно на основе этих двух столпов и стоит один из самых известных антиутопичных романов современности.

Изображение взято с сайта moviola.com. Изображение горящих книг не размещаю по понятным причинам.
Изображение взято с сайта moviola.com. Изображение горящих книг не размещаю по понятным причинам.

Помнится, впервые я прикоснулся к страницам этого романа в далекие годы юношеского максимализма и неприкрытого бунтарства против какой-то там системы, что, как и любого другого подростка, угнетала меня, очень-очень сильно! И вот именно в такую почву юношеского нестабильного восприятия мира, история Гая Монтага пустила свои цепкие лапы, чтобы на долгие годы поселиться там. Тогда историю восставшего против системы пожарного, я проглотил за один присест и остался под диким впечатлением от смелости, продемонстрированной протагонистом…

Но если отбросить все теплые воспоминания о первом прочтении книги и выделить несколько часов на повторное ознакомление с ее содержанием, то каждый прежде восхищавшийся, может остаться как минимум озадаченным.

Сейчас перечитывая строки, повествующие о коротком отрезке жизненного пути Гая Монтага, я с удивлением для себя смог разделить прежде казавшийся мне глубоко продуманный сюжет на две наспех сшитые сюжетные линии, которые к тому же смогли бы преспокойно существовать отдельно друг от друга:

  1. Общество изничтожающие книги;
  2. Общество, зомбированное телевидением.

Попробуй отделить историю взаимоотношений Гая со своим начальником и книгами от истории Гая с женой и ядерным взрывом, и мы получим две отдельные истории, коими и были когда-то 451 градус по Фаренгейту.

Дело в том, что 451 по сути был собран из двух ранее не изданных рассказов писателя «Пожарный» и «Пешеход» . К сожалению, я не имею возможности ознакомиться с пращурами истории фаренгейтов, однако же, банальным анализом имеющегося романа, вычленить составляющие как я уже это сделал достаточно просто.

И если история сожжения книг, вынесенная в название романа достаточно распиарена и освещать ее в этой статье я не вижу никакого смысла, то финал, с его великолепным ядерным взрывом, мне кажется наиболее любопытным.

Спойлеры!!!

Не буду углубляться в пересказ содержания описываемой мною арке (в конце концов такие книги нужно читать самим, чтобы не писали о них всякие-там недоблогеры и критики из этих интернетов), но остановлюсь на финале, ради которого как мне кажется и затевался весь этот роман. По сути, мы имеем перед собой 250 страниц, написанных только ради одной единственной идеи.

В самом финале романа, объективно не имеющий на то достаточной мотивации Гай, бросает вызов тоталитарной системе и вступает с ней в неравную схватку, в виде его побега. Поиски сбежавшего диссидента транслируются в прямом эфире, и каждый житель города неотрывно следит за этим. Зомбированные телевизионным зрелищем жители города даже не обращают внимания на беспрерывный вой сирены, предупреждающей их о приближении войны и необходимости эвакуации. Конечно же, в конечном счете, главному герою чудом удается сбежать (это вам не Оруэлл), дабы, оглянувшись назад увидеть грибок ядерного взрыва, накрывшего город, в котором никто из жителей даже не пытался спастись, будучи всецело поглощенным зрелищем загона жертвы системой.

Изображение взято с сайта wallpaperplay.com
Изображение взято с сайта wallpaperplay.com

Дочитывая финальные строки романа несколько дней назад, у меня возникло странное ощущение недосказанности, причину которого я сумел вычленить только сейчас, усаживаясь за написание этой статьи:

451 градус, при всей своей значимости, регалиях и следу, оставленному им в истории, по сути не имеет центральной сюжетной линии, но всецело построен на одной единственной идее. Идее столь близкой юным бунтарям, что он просто обречен всегда и во все времена находить своего читателя и почитателя, в число которых несмотря на мое брюзжание и снобские воздыхания, несомненно вхожу и я.

В этом году роману 451 градус по Фаренгейту исполняется 68 лет! Чем не повод для ознакомления, или что еще лучше - очередного прочтения?