В Греции есть все. И античные крепости и города, и византийские замки, и венецианские или генуэзские крепости и форты, и города крестоносцев. И Кносский дворец. Построенный архитектором Дедалом и его сыном Икаром. И жил-поживал там царь Минос, а его неудачный сын с ограниченными возможностями Минотавр бегал по лабиринту, и дочь Ариадна бродила по саду в надежде отдать кому-нибудь клубок ниток. Открыл (или все же построил с нуля) дворец Миноса в Кноссе на Крите британский археолог и историк Артур Эванс. И включили картинки дворца во все учебники древней истории, и потянулись бесконечным потоком туристы. Но вопросы остались.
Дворец в Кноссе - гениальная великая подделка или реконструкция ядра минойской цивилизации? Споры не утихают до сих пор. Истину уже не установить. Сам великий открыватель этой культуры и Кносского дворца Артур Эванс говорил, что его дворец не реконструкция, а «воссоздание» или «возрождение», даже «воскресение» (соответственно, «reconstitution», «resurgence», «resurrection» ). Все находки из Кносского холма еще в начале ХХ века вывезены в Британию, если они и вовсе были. Неслучайно Эванс хранил таблички с линейным письмом у себя, не подпуская к ним никого. Говорил, что собирается расшифровать, но руки так и не дошли.
Все здания дворцового комплекса построены на тех фундаментах, что были обнажены, которые были лишь зарисованы археологом. Все утверждают, что колонны, расширяющиеся кверху, были невозможны. Но именно их возвел Эванс, используя железобетон. Зато как красиво и вполне в стиле времени получилось. Из него же сделаны и рога — символ Кносса.
И еще меня смущает, что у дворца нет стен, а стоит он на абсолютно ровном плато. Я такого не видела в архаичных городах-крепостях. Обычно это самая высокая точка, гора, господствующая над местностью, мощные стены. Пожалуй, только античная Спарта исключение. Но древние историки утверждали, что спартанцы были так уверены в своей мощи, что не возводили стен. Может быть. Только и горы там, с которой, как все мы помним сбрасывали хилых младенцев, тоже нет. Наверное, с младенцами как-то этот щекотливый вопрос иначе решали.
Не хочу стебаться, над этим только ленивый не смеется, над удачно сохранившемся и пережившем разрушительное землетрясение алебастровом(!) царском троне. Эванс назвал его троном Ариадны. Это для тех времен нормально. Шлиман тоже назвал найденную в Микенах золотую маску посмертной маской Агамемнона, решительно утверждая, что победитель Трои реальный исторический персонаж.
Присмотритесь к фрескам, украшающим стены дворца, мегарона и храма. Подлинники выставлены в музее Ираклиона. Цветные фрагменты дорисованы и там, но найденные элементы отличимы от фантазии Эванса и французского художника Жиллерона. Почему они решили, что эти синие пятна дельфины? А охровые — Принц с лилиями? Просто загадка для психотерапевта — нарисуй из пятна картинку, и я скажу, чем ты страдаешь.
Вероятно, врач обратится бы к детским психотравмам создателя Минойской цивилизации. Там даже Фрейду есть в чем покопаться.
Артур Джон Эванс был первым ребенком в многодетной семье промышленника и археолога-любителя. Эванса долго будут сравнивать с отцом, признавая, что сыну еще далеко до археолога-любителя. Амбициозного и закомплексованного Артура не могло это не раздражать. Как и новый брак отца после смерти матери. Эванс-младший не пользовался успехом у девушек из-за слишком маленького роста (158 см) и желчного характера. Его шутки и колкости отвратили от него однокашников. Учился он с трудом, бабушка с дедушкой даже считали старшего внука туповатым, с трудом поступил в колледж, едва не провалив экзамены, стипендию на дальнейшее обучение по специальности археолога не получил.
И пришлось ему журналистом отправиться на Балканы.
Только вот беда, Эванса сразу арестовали по подозрению в шпионаже в пользу России. Что Россия — сомневаюсь, а вот шпионаж — почему бы и нет. Многие британские журналисты, писатели и археологи трудились на британскую разведку. И Эванс трудился усердно, так как ему даже прочили место консула в Дубровнике или посланника в Черногории.
Но сам Артур не мог терпеть местное население. Он утверждал, что только попавшие под влияние турецкого ислама более-менее цивилизованные люди, а остальные грязные славяне. «Я предпочитаю не выслушивать от каждого встреченного варвара сентенцию, что он человек и брат. Я верю в существование низших рас и хотел бы их истребления.» - такова позиция Эванса.
Впрочем, во время путешествия по Швеции и Норвегии ему не понравились и вонючие лапландцы. А в Германии его раздражали немецкие крестьяне. Как он относился к грекам, неизвестно, археолог умалчивает. Это и понятно, если вся его научная репутация стоит на греческих открытиях. Больше Эванс не раскопал ничего, хотя в Дубровнике еще до Кносса начал раскопки кургана бронзового века и нашел ряд артефактов. Но что такое далмацкий Дубровник, когда по Европе гремит слава нахального самоучки Шлимана?!
Эванс с женой отправляется на раскопки в Грецию. Шлиман принимает начинающего коллегу радушно и щедро делится своими знаниями, он рад любому соратнику. Наверное, в разговоре он сообщает, что намерен искать строения Дедала на Крите, конкретно в Кносском холме, где местные крестьяне не раз находили древние артефакты. Но ему отказано в покупке. Не знаю, правда ли это. Или хитрый Шлиман в сговоре с греками продал сопернику никчемные земли.
Как бы то ни было, но в 1901 году Эванс выкупает четверть территории холма с обязательством выкупить остальные его части (сумма сделки составила 235 фунтов стерлингов); поскольку местные землевладельцы были мусульманами, это по турецким законам давало Эвансу право приоритетной покупки. Позже, после Критского восстания, владения Эванса оказались в пределах британской зоны ответственности в Кандии. Наверное, несостоявшийся дипломат знал о планах правительства. И возможно, ему помогли приобрести этот участок на стратегически важном острове. Так что если нельзя открыть новые руины, то их стоит создать. Как и придумать минойскую цивилизацию, не имеющую (по утверждению самого археолога) никакого отношения к Древней Греции. Эванс утверждал, что открытые Шлиманом культуры — побочная ветвь минойской цивилизации, продукт покорения варварских народов просвещенными минойцами. Гомеровские же поэмы — лишь искаженный вариант минойского эпоса.
Он смело приступил к своей реконструкции (особенно после получения внушительного наследства), сочинив даже внутренние интерьеры дворцов, что не удавалось никогда и никому. А как иначе, если себя самого он называл «агентом воскресения» культуры древних критян. И все это оставил в наследство нам.
И все же справедливость потихоньку отвоевывает свои позиции. С недавнего времени в картах пишут не Кносский дворец, а реконструкция Кносского дворца. И это верно. И вполне красиво выглядит. Есть на что посмотреть. И вспомнить наш отечественный учебник истории Коровкина, где все эти фрески воспроизведены.
Я люблю именно руины, когда четко видно, где был дворец, сколько в нем комнат, какова длина прохода-нефа, толщину стен, где стояли колонны храма и так далее. Вот только с этажностью неясно, если сохранился только фундамент. Но, впрочем, Эванса не остановило «реконструировать» двухуровневый дворец. Захотелось так. Ну а фантазию не ограничивает ничто и никто. Как и вашу.