Найти в Дзене

Издание Baza [1] опубликовало отличное расследование о ядерном испытании на Тоцком полигоне в 1954 году — преступлении советской

Издание Baza [1] опубликовало отличное расследование о ядерном испытании на Тоцком полигоне в 1954 году — преступлении советской власти против своих граждан, которое остаётся непризнанным до сих пор.

Даже большой текст [2] способен лишь в общих чертах рассказать о том событии, о пострадавших людях, о намеренно лгавших военных фанатиках, об отказе государства признавать свои ошибки и компенсировать оставшимся в живых ущерб. Всем плевать — правительству, военным, чиновникам и даже самим жертвам. Кто-то из них даже стоически оправдывает проведение испытаний на самих себе.

Обязательно к прочтению. Ниже — несколько выдержек.

___

Овцы, коровы, собаки, кошки, верблюды и даже обезьяны — всех их перед взрывом приковали вокруг мишени.

У страны появился надёжный ядерный щит, а власти, вместо того чтобы отдать дань уважения тем, кто по роду службы или воле судьбы оказался в зоне риска, делают вид, что ничего особенного не было, и пытаются замолчать это.

На планете есть всего три населённых пункта, переживших ядерный взрыв: Хиросима, Нагасаки и деревня Маховка под Оренбургом. Все три были разрушены ударной волной и сгорели, но затем были отстроены заново точно на том же самом месте теми же самыми людьми. Тоцкие учения сделали Маховку в четырёх километрах от эпицентра единственным русским поселением, когда-либо подвергшимся атомной бомбардировке. И это сделали «наши», а не враги.

Военные намеренно проводили эксперимент на местных жителях и животных.

Тоцкий радиоактивный след не входит в официальный перечень территорий, которые называют «импактными», то есть загрязнёнными. На самом деле, для включения Тоцкого следа в список «импактных» есть все причины: ещё в середине 90-х уральские биологи нашли здесь плутоний. И его очень много: плотность «очагов» в 20 раз выше, чем в Брянской области, которая уже признана пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Плутоний, период полураспада которого больше 24 тысяч лет, может быть только рукотворным — в природе он сам появиться не мог.

3 грэя, или 340 рентген, — такая доза выскочила у двух зубов одного человека, самая большая из всех. Это 14 максимально разрешённых доз ликвидаторов в Чернобыле. В медицине же принято считать, что острая лучевая болезнь развивается с 0,7 грэя моментального облучения.

«Вы же понимаете, что нам не нужен второй Чернобыль.»

Масштабных исследований очевидцев Тоцкого-54 никто не проводил. Хотя по зубам и ногтям — живых или мёртвых — свидетелей взрыва, по кирпичам руин и старых домов, даже по жужжащим колечкам на электрических столбах посреди оренбургской степи можно нарисовать карту облучения с точностью до десятка метров: предметы вокруг навсегда сохранили запись о трагедии.

Правда о самых страшных ядерных испытаниях Советского Союза оказалась никому не нужна. На территории Тоцкого следа сейчас проживает около 20 тысяч человек.