Очень часто я говорю, что наказание не равно психотравма. Эта фраза вызывает некую дискуссию. Вопрос быть или не быть наказаниям.
Я могу сказать, что наказывать или нет и как это делать каждый решает сам.
При слове Наказание у каждого всплывает какая-то своя картинка, какой-то опыт, вероятнее всего - это детский опыт. Это то, как поступали с нами.
Многие взрослые люди приходят на терапию в большинстве случаев не с телесными наказаниями (не о том, что они были знакомы с ремнем, хотя и с этим тоже бывает), а со словесными. С тем, что мама оскорбляла, сравнивала с остальными, указывала на слабость и т.д.
Так вот вопрос больше не в том, наказывать или нет, а в том как это делать.
У психологов есть ряд рекомендаций:
когда наказываете, проговаривайте ребенку за что.
указывайте именно на совершенное им действие, а не на то какой он в этот момент
без перехода на личности, то есть без оскорблений и обзываний.
без сравнений, стараемся не употреблять фразу: все могут, а ты нет. Все дети как дети, а ты...
не пугать и не угрожать. оставлю тебя тут. Уйду. Разлюблю. Придет дядя заберет. Останешься один.
игнорировать, не разговаривать. Ребенок не понимает логики, если его уже наказали, вроде как ситуация решена, а мама продолжает конфликт. Пресекает с ним общение, не разговаривает. Вот это травмирует больше, чем само наказание.
Это основные рекомендации, список можно продолжать и продолжать. Но вывод напрашивается сам.
Наказание приносит пользу, если оно по делу, если оно сделано в моменте и завершено, не оскорбляет маленькую личность и не носит в себе насильственный характер, легкий шлепок по попе не в счет :).