Найти в Дзене

Зодчий Карл Росси.Жизнь и судьба .Строительство Александринского тетра.

Оглавление

Зодчий Карл Росси.Жизнь и судьба .

Строительство Александринского тетра.

Карл Росси
Карл Росси

В самом исходе зимы 1832 будущем зрительном зале почти построеном здание Александринского театра стояли двое, один Император всея Руси Николай 1 рядом с ним архитектор Карл Иванович Росси. Маленький уже не молодой человек, оглядев зал Император сказал что обивка кресел должна быть непременно красного цвета это больше подходит к идее главному театр российской империи. Архитектор напротив стоял на своем, обивка должна быть голубая, возражать Николаю Павловичу не рискнул бы никто. Люди боялись даже его взгляда пронзительного, подавляющего. Росси хотя и смотрел на императора соответственно своему росту снизу, тем не менее не терялся и даже позволил себе горячиться, и император сдался обивку стали делать голубой архитектор чувствовал, что его отношение с императора меняется не в лучшую сторону. Однако он не унывал, резонно думая , что без него театр никто не построит .

-2

Чем старше становился Карл Иванович, тем амбициознее делался его характер, кстати сказать 1849 году обивку переделают , она станет пурпурный как хотел Николай 1. Получив заказ спроектировать театр Росси предложил по-новому распланировать весь этот городской квартал учитывая уже существующую здесь Публичную библиотеку, усадьбу Аничкова дворца, а также дорогу на Чернышеву площадь, превратив ее в улицу. Более широкий и более рациональный размах трудно себе представить, Город получал классические распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке Не многие архитекторы в мире имели смелость даже мечтать о таком строительстве.

Проводив император и Карл Иваныч решил прогуляться дойдя до Чернышовой площади он остановился и долго глядел на открывающуюся перспективу еще и еще раз он переживал этот эффектный момент, Площадь как бы въезд в город по его плану кареты миновав Чернышов мост въезжали на площадь и путники ощущали себя словно на вокзале. Чернышева площадь это предощущение восторга, который должен испытать человек еще не бывший в Петербурге, все это напоминает декорации где в глубине словно задник на сцене виднеется монументальный обратный фасад театра. Зданию на театральной улице, а именно так она называлась выглядели по-иному чем сейчас.

По первому этажу на месте этих дуг были аркады, открытые галереи. Еще при жизни архитектор левая театра здание было отдана балетному училищу, оно находится здесь и теперь, а сама улица в 20 веке получила название улицы Зодчего Росси . Идеально правильные пропорции в этом ритме, в этой правильности расположения колонн, и в такой их строгости этих колонн, есть такая мужественность с одной стороны и грация, и как бы благородство и вот это благородство, этой улице и такая изысканная чистота архитектуры, вот она делает эту улицу одной из самых красивых улиц мира. На самом деле от ее начала до конца 220 метров высота зданий, равна ширине улица 22 метра, но даже приближаясь к зданию театра еще не понимаешь, что там есть пространство там можно повернуть направо, налево поворачиваясь театральной мы видим как появляются мощные аккорды стен, с подчеркнутой толщиной этой мощи, подчинены и лоджии и ниши из которых видны статуи. Они тоже подчеркивают торжественную монументальность зданий.

улица Зодчего Росси
улица Зодчего Росси

Обогнув театр, Росси долго стоял на площади почти с улыбкой, сегодня после казалось бы незначительные разливки с императором, он ощущал какую-то неясную тревогу за свою судьбу и судьбу своей семьи.Росси отлично понимал ,что созданные им творения переживут и его императора Николая получаю и других кто придет во слет. ну а сейчас он вспоминал как почти 15 лет назад строил павильоны обрамляющие сад Аничкова Дворца, еще тогда стоя на лесах сверху этих зданий, он вдруг стал придумывать это пространство где на кривых тесных переулках ютились уродливые частные домишки на большом мощеном пространстве, ближе к Невскому возвышалось самое неудачные творения Винченцо Бренна, Деревянный театр. Построенный для итальянской оперы.

Чувство хорошего вкуса заставляла мысль работать, думалось легко и свободно, он даже прикинул сколько денег пойдет чтобы откупить собственность у владельцев, миллион рублей не меньше. Но мысли продолжала работать и вечером уже рука сама просилась к карандашу а карандаш к бумаге. Жесткий вот этог его карандаш, его точность вот этих линий ,как бы вот удивительно, как он их провел вот эти прямые линии, как он это все связал как он это всё сделал, еще более удивительно, что это реализовано потому, что на самом деле это же город был совсем другой . Да и в нем не было этой ценности .

В конкурсе проект Росси я оказался лучше и действительно кто бы мог здесь соревноваться с ним, Карл он всё свое детство провёл за кулисами его мать блистательная балерина Гертруда Росси, его отчим выдающийся танцовщик Шарль Пик были приглашены в Петербург на положение премьеров еще при государыне Екатерине, вместе с ними прибыл в Россию 11-летний сын Гертруды Карло Антолью, первые годы юный Росси учился в знаменитой Петершуле, куда поступали все дети приезжающих в Россию иностранцев.

К артистической чете благоволил будущий император Павел первый, он подарил им участок земли в Павловске где возводился его дворец архитектором Винченцо Бренном, именно Бренно заметил в юном Росси талант рисовальщика и чертежника, и когда настало время выбирать для себя дело вопрос был решен Карло Антонио становится помощником и учеником Брена. На строительстве в Павловске потом в Петербург с тех пор и появилась у Росси мечта когда-нибудь самому построить что-то грандиозное. Если днем он был на строительстве то вечерами садился за свои чертежи одновременно Росси строил здание Сената и Синода рядом со Исаакиевским собором, а количество чертежей сделанных Росси хватило бы на нескольких архитекторов. Росси любил все делать чрезвычайно подробно тщательно ,таков был его характер. Росси очень долго искал точку на который будет стоять театр, если взглянуть на его рабочие планы то театр поворачивался то боком к Невскому ,то фасадом к Невскому то приближался к Невскому проспекту ,то уходил вглубь, то есть вот эта точка мучительно искалась

Винченцо Бренна
Винченцо Бренна

Есть такая легенда, что для того чтобы окончательно придти к решению где должен был быть театр и как он должен быть расположен были приглашены Волховы и именно они и выбрали вместо где энергии которые пересекаются ,энергетические поля и идут вверх, таким образом здесь энергия высвобождается и актеры говорят, что это ощущение когда вы выходите на сцену Александринского театра ,что нас что- то подхватывает и возносит. Это ощущение многие актеры испытывают на этой сцене.

Карл Иваныч любил гулять по городу пешком незаметно для себя он оказался на Малой Садовой отсюда открывался вид на театр еще ничем не заслоненый, как меня хорошо сказал он сам себе ,через некоторое время он уже поднимался по внутренней лестнице под самый купол. Росси каждый день делал такой обход, проверяя каждую детальную пускай никакой мелочи в работе ,это передалось ему от учителя Винченцо Брена. Строя здания он сразу учитывал даже характер и расстановку мебели, Карл Иванович ,услышал архитектор чей-то голос отвлекший его от раздумий .Это был его помощник Никита Ткачев. Карла Иванович сказал Никита указывая на сына, вот не верит, что вы когда перекрытие из металла ставили сказали императору, мол если рухнет пусть меня вот здесь, вот прямо на стропилах театры и повесят. Действительно такая история с Карлом Ивановичем была .

Вместе с инженером Матвеем Егорычем Кларком они спроектировали металлические конструкции перекрытий Александрийского театра, оригинальные во всех отношениях новаторски никогда не применявшиеся до этого момента в истории строительной техники, а вдруг неожиданно для архитектора установку кровли приостановили. Росси был доведён до крайней степени возмущения считая что все это интриги о чем и написал письмо министру императорского двора князю Волконскому и там действительно были слова; Когда бы в помянутом здание от устройство металлических крыш произошло бы какое несчастье, пусть в тот же час меня повесят на одной из стропил театра. Пришлось даже построить модель металлического купола здания и под нагрузкой испытать ее в присутствии комиссии от строений. Николай первый ценил Росси , ценил за государственный масштаб мысли, наверняка он помнил письмо архитектора написаны еще Александру первому сопровождающие проект перестройки Адмиралтейской набережной. Размеры предлагаемого мной сооружения превосходят те которые возводили Римляне ,этот проект должен своим величием оставить далеко позади все что создали европейцы нашей эры. Росси знал с чем сравнить он путешествовал по Италии сопровождая Венченцо Брена вынужденного отойти отдел после смерти Павла первого.

Величественные руины захватили его воображение на всю оставшуюся жизнь, именно время понял смысл имперского стиля именно здесь пришло к нему ощущения своего будущего, своих целей. Постройка театра началась в апреле 1828 года, не прошло и четырех месяцев как все пространство, а это 37 гектаров было расчищено и затем одновременно в черне возведены здания и публичной библиотеки и корпусов выходящих на площадь, и самого театр при том что все тогда делалось вручную. Можно представить сколько тысяч людей трудилась на этой стройке особенно летом в белые ночи ,работали в три смены не прерываясь ни на час, архитектор торопился в то время строили только в теплые месяцы. Росси рисовал в своем плане все, даже какими должны быть скульптурные украшения, росписи ,резной декор, ложи, мебель. Он спроектировал ограду сквера и форму фонарей, за эти четыре года были осуществлены такие гигантские работы, что приходится удивляться тому как мог Росси за такой короткий срок и с таким совершенством выполнить все начиная от общей композиции кончая последним карнизом.

-5

Настанет время писал об архитекторе Игорь Грабарь,когда будут приезжать смотреть эти великолепные произведения Росси, как ездят смотреть мастеров ренессанса в Италию. Лействительно нельзя не вспомнить времен Цезарей глядя на безумную роскошь архитектуры по театральной улице с Александринским театром.

Открываем особую дверь в ложу, ,в императорские апартаменты, ключ и замок сохранились старинные. Мы идем на императорскую лестницу, на императорский подъезд, и вот на этой лестнице во время реставрации 2006 года была обнаружена роспись времен Росси. Сделали реставраторы расчистку и вдруг обнаружилось почти целая стена, до ремонта эти стены были покрашены однотонной окраской, перила белой масляной краской и как только эти объемы обрели свой первоначальный вид ,Сразу стала понятна идея Карла Ивановича. Светлое воздушное пространство, это же как цвет белых ночей ростовка которая подчеркивает классичность форм и петербургские ограды, и многие реставраторы говорили не мог Росси внутри помещения покрасить все в черный цвет, с бронзировкой , как это обычно делается в уличных скверах. А в этом-то и была прелесть, что это было напоминание о Петербурге, то есть этот дух города входил в театр.

Царская ложа
Царская ложа

Как театральный человек Росси удивительно организовал внутренние галереи, переходы для прохода публики. Театр который при полном заполнении вмещает 1700 человек после спектакля освобождается от публики невероятно быстро, для этого архитектор спланировал в здание 10 лестниц. Александринский театр одно из самых крупных театральных зданий в Европе, он создан из бесконечного свода арок перетекающих одна в другую, его деревянное ложе чуть наклонены к сцене вместе с аванложами они работают как резонаторы . В конструкцию заложены специальные пазухи пустоты, глиняные горшки, это улавливает звук отражает его, резонируют создают уникальную акустику зрительного.

Однако в советское время ходили легенды о запутанности его закулисных помещений в которых как в лабиринте можно заблудиться и действительно театр стал запутанным благодаря перестройке. Благодаря появлению множества перегородок, совсем недавно при капитальном ремонте здания многие из них убрали и в открывшемся просторном помещении теперь находится уникальный по красоте и содержанию музей "Русской драмы и театрального костюма".

Мы заходим в императорскую семейную ложу, эта ложа находится с левой стороны портала и в ней присутствовала на спектаклях императорская семья. Это была семейная императорское ложа именно поэтому здесь существовали еще дополнительные возможности наблюдения не только за спектаклем, но и за зрителями. Потихоньку во время действия открыть окно увидеть кто сидит в партере, кто сидит в ярусах, понаблюдать за зрителями. Театр был почти готов когда император решил еще раз навестить строительство, зашла речь о том какого цвета должно быть само здание театра серым настаивал Росси учитывая общий ансамбль площади, красить желтым произнес император и был категоричен. Городу требуется солнечный цвет, Росси был смущен, император уже не раз стал выказывать по его поводу некоторое раздражение .

Все началось с того, что однажды Карлу Ивановичу пришлось покинуть строительство ,у него случился сердечный приступ к этому времени ему уже за пятьдесят.А работы не убавляется к лету 1830 года архитектор почувствовал необходимость лечения, как это не покажется странным у Карла Ивановича в ведении которого были огромные суммы отпускаемые на строительство совсем не оказалось денег для себя, но оказались долги он просит выдать 12000 рублей за им обратно в счет будущего жалования. Через два месяца Росси возвращается к работе, но сразу после открытия театра России подает в отставку. Говорили, что он не поладил с императором, однако существовали и объективные причины, но масштабные проекты зодчего в государстве нет денег, их требуют военные расходы. Хотя от проектов никто официально и не отказывается. Здесь возникает ситуация которая не раз повторяется в нашей отечественной истории, между властью и художником. России верил в свое право требовать то ,что ему представляется необходимым для дела. .Требовать даже от император, вот это знание того что я делаю уверенность жесткость и непримиримость, если ты знаешь точно как нужно делать, это в характере Росси , и для него было главное сделать то дело которое он начал, осуществить тот замысел который он видел, который он себе представлял, который буквально осязал по одному из спорных вопросов .

Росси пишет Николаю первому, если носил мою покор низшую просьбу не последует милостивого решения, то я не могу с честью без утраты моей репутации продолжать построение означенного здания и вследствие того убедительно прошу окончания онного, во всем возложить на другого архитектора. Николай 1 уже не раз изъявлял недовольство, излишняя самостоятельность у архитектора и на очередном прошение Росси получил положительную резолюцию. Карл Иванович Росси был человек внутренней темпераментный свободолюбивы был ценим самым широким кругом образованных людей в Петербурге, он вызывал чувство симпатии у всех кто общался с ним? впервые в истории строительства и архитектуры. Всю жизнь работал с одной командой помощников, которая образовалась у него еще в Твери, где он в молодые годы строил дворец сестры Александра I. Екатерине Павловне, это инженеры, живописцы, мастера по мрамору, паркетчики между ними и зодчим была такая мера уважения и взаимопонимания, что все мастеровые стали называть его на русский манер Карл Иванович. После окончания любого проекта он обращался с просьбой о награде для своих работников, для себя никогда Однако планы и чертежи старался делать только сам.

Мы идем по Петербургу и мы видим эти ансамбли Росси и все это построил один человек, как может сделать так много один человек, сформировать город. Росси задал этому городу триумфальный масштаб и ансамбли Росси и ордер вот это коринский ордер который использовал Росси, вот это стало символом Петербурга.

Открытие театра была назначена на 31 августа 1832 год театр получил название Александринский в честь жены императора Николая первого Александры Федоровны, архитектор сыном и дочерью в ложе номер 14 второго яруса предоставленное ему в пожизненное пользование в этот вечер он старается не думать о будущем, а будущее оно не будет радостным, унизительная жизнь в бедности ,смерть любимого сына Александра, болезнь жены, чтобы поправить дела Росси станет сдавать свою ложу в наем. Все это кончится плохо, сидящие в ложе затеют однажды драку прямо во время спектакля и ложу сдавать запретят, еще и унизят а пока театр полный Карл Иванович среди публики принимает поздравления и на занавесе первом занавеси Александринского театра красуется изображение Арки Главного Штаба, которую Росси считал до этого лучшим своим твореньем.

P,S Росси чувствовал архитектуру, как систему ансамблей, Сенатская площадь и здания Сената и Синода,площадь Искусств и Михайловский дворец , Русский музей, Дворцовая площадь, Триумфальная арка главного штаба, Ансамбль Елагин остров, благодаря своей гениальной фантазии Росси видел Петербург в целом, но Петербург не видел его. Имя зодчего Росси было предано забвению вплоть до начала 20 века.