***
- Слышь? Холодно чё то…
Несмотря на то, что на дворе была глухая безлунная ночь, на кладбище было неспокойно. Двое мужичков, постоянно оглядываясь по сторонам и реагируя на каждый шорох, спешно перелезли через кладбищенскую ограду и скрылись среди леса крестов.
- Да не… Нормально… - Буркнул в ответ вопрошающему тот из них, что был повыше. – Ты, короче, это самое… Не ссы!
Второй, очень худой и сутулый, передёрнул плечами от такого напутствия. Он и вправду боялся того, что они собирались сделать этой ночью. И того, что могло последовать за этим, он тоже очень боялся.
Городок, в котором они жили, был совсем маленьким. Маленький вымирающий городок… Молодёжь, едва только появлялась такая возможность, спешили покинуть малую родину и поскорее забыть о ней. Ну а те, у кого не получалось уехать, спивались годам к сорока. Эти двое приятелей как раз и были из таких…
Серый, тот что повыше и по шире в плечах, торопливо шагал впереди, неся на плече нехитрые инструменты - две лопаты и короткий ломик. Ванька же, щуплый и сутулый, шагал позади приятеля с топором в руках.
- Выпить бы… - Мечтательно произнёс Серый.
Он резко остановился на тропе. Инструменты с лязгом упали на землю. Покопавшись в карманах Серый всё же нашёл пачку сигарет. Щёлкнула зажигалка, человек шумно затянулся. Даже закрыл глаза от удовольствия.
- Вот вскроем могилку… - Продолжал мечтательно делиться планами Серый. – Продадим барахлишко… И обязательно выпьем…
Иван вновь передёрнул плечами. От подобных разговоров ему стало ещё страшнее, чем было раньше. Ночь… Кладбище… А тут ещё и этот со своими разговорами!.. Хотелось уйти домой. Но и выпить тоже очень хотелось!..
- Да не ссы ты. – Хмыкнул Серый, будто бы прочитав мысли собутыльника. – Сейчас быстренько сделаем дело и заживём.
Он вновь подхватил с земли инструменты и быстро зашагал по тропе к ему одному известной могиле.
Только-только наступившая осень ещё не успела вступить в свои права. Росшие на погосте деревья ещё не успели одеться в осенние наряды, лишь только кисти спелой рябины выделялись яркими пятнами среди зелени листьев.
- Вот ведь! – Серый за что-то запнулся и едва не упал. Инструменты вновь громко звякнули в ночной тишине.
Иван оглянулся по сторонам. Ему было очень страшно. И не только от того, что он боялся быть пойманным! Это может показаться странным, но сейчас ему казалось, что за ним кто-то наблюдает. Он буквально всем своим существом чувствовал на своей спине чей то тяжёлый недружелюбный взгляд. Но стоило ему только обернуться, как это ощущение тут же пропадало.
А Серый всё шёл и шёл по петляющей среди могил тропке. Центральная дорога, на которую они вышли в самом начале пути, чем то ему не угодила. Кресты, многие из которых покосились от времени, ограды и замшелые памятники. Иван только сейчас понял, куда его завёл приятель. В старую часть кладбища! Туда, где и днём то было страшно до жути…
- Слышь... – Иван догнал приятеля и дёрнул того за рукав. – А может ну его?.. А?..
- Не ссы. – Упрямо бросил через плечо Серый и ускорил шаг.
Иван помнил те «сказки,» которые в детстве рассказывала ему бабка. Это место всегда пользовалось дурной славой! И сейчас, и тогда…
Внезапно поднявшийся лёгкий ветерок разогнал часть застилающих небосвод облаков и сквозь широкие прорехи вниз, на грешную землю, тут же полились потоки серебристого лунного света. Почти полная луна взглянула на шагающих по погосту приятелей с любопытством и, как показалось Ивану, со злорадством. Звёзды, крупные и колючие россыпи на чёрном бархате небосвода, слегка перемигивались. Они тоже смотрели вниз, на смертных, и им тоже было интересно.
- Уф… - Серый наконец то остановился, скинув с плеча лопаты. Он устало опустился на каменное надгробие ближайшей могилы и вновь начал копаться в карманах в поисках сигарет. – Ща покурим только и всё будет норм.
Вспыхнувший огонёк зажигалки на миг разорвал ночной мрак, но тот даже и не подумал уходить. Наоборот: ночные тени после этого будто бы стали только гуще.
Иван бросал по сторонам тревожные взгляды. То ощущение вновь вернулось и по его спине побежали мурашки. Да и волосы на голове будто бы слегка «зашевелились!» Иван чувствовал, что за ними кто-то наблюдает. Кто-то пристально следил за ними, спрятавшись совсем рядом. Наблюдал, оценивая каждый их жест и каждое произнесённое слово. Иван даже точно знал, кто сейчас наблюдает за ними. Умрун! Хозяин кладбища!
А Серый тем временем отбросил в сторону окурок, скинул с плеч куртку и принялся за работу. Подцепив ломом надгробную плиту на которой сидел, Серый попытался приподнять её или хотя бы сдвинуть в сторону. Но куда там! Могила была очень старой и плита, сделанная из тёмного камня, будто бы вросла в землю. Серый пыхтел, напрягая все свои силы, но ничего не получалось.
- Ей! – Наконец вышел из себя он. – Может поможешь?!
Иван… А что Иван?! Страх перед Хозяином кладбища был силён. Но Серого Иван боялся больше… Хозяин то ещё неизвестно есть ли вообще; а Серый вот он, рядышком.
Иван, продолжая оглядываться, поплевал на руки и ухватился за лом.
Вдвоём у них всё же получилось своротить каменную плиту в сторону. Она была тяжеленной, сейчас таких точно уже не делали. Когда то на гладкой поверхности была выбита какая-то надпись, но время давным-давно стёрло её. След остался, но прочесть имя хозяина могилы было невозможно.
Серый взялся за лопату и начал спешно раскапывать могилу. Комья земли полетели во все стороны. Работал он быстро, торопился побыстрее всё сделать и свалить. Ночь то, в конце то концов, рано или поздно закончится! И встречаться с местным сторожем ему не хотелось. Тем более что с местным участковым отношения у него и так были натянутые…
Иван хотел было помочь Серому. Подобрал с земли вторую лопату, примерился и… И ничего. Он так и остался стоять на месте, точно окаменев. Там, среди покосившихся крестов, что то было!.. Он заметил быстрое движение! Какой-то тёмный силуэт, отдалённо напоминающий непомерно высокую человеческую фигуру, стремительно мелькнул в ночной тьме.
- Не стой, замёрзнешь!.. – Рыкнул на него Серый.
Его, то есть Серого, можно было понять. Он ведь не в первый раз уже навещал этот погост. И каждый раз всё проходило более чем хорошо! Но не сегодня… Не сегодня… Правильно ему говорили, что на дело нужно идти одному. И лишних свидетелей потом нет, да и делиться ни с кем не нужно. Но не в этом дело!.. Иван с самого начала, как только узнал о том что они могилы идут грабить, начал «трястись.» Всё о каком-то «хозяине» кладбища пытался рассказать. Серый отмахнулся. Бабкины сказки всё это!
Могила, которую он выбрал в этот раз, была более чем перспективной. Дореволюционное захоронение, одно из самых старых на погосте. Могила то ли купца, то ли крупного промышленника… Не важно! В любом случае поживиться можно было. Тогда хоронили богато. Если повезёт, то в могиле можно было найти даже золото. И Серый очень на это надеялся!
- Чувствуешь его присутствие? – Шёпотом спросил стоящий совсем близко Иван. Он старался говорить как можно тише, но его голос всё равно казался слишком громким.
Серый разогнул спину и бросил на собутыльника полный злости взгляд. Он стоял на самом дне довольно глубокой ямы. Со стенок грязными рваными прядями свисали древесные корни. А среди комьев земли, на самом дне, виднелись обломки человеческих костей…
Скрип потревоженной ограды нарушил мёртвую тишину. (Будто бы на старый насквозь проржавевший металл опустилось что-то неимоверно тяжёлое!) Серый дёрнулся, резко обернувшись в ту сторону, откуда исходил звук. Иван же продолжал стоять на месте, пригвождённый к земле навалившимся ужасом. Сердце бешено бухало в груди, по спине прокатывались волны холода. Широко распахнутыми глазами он наблюдал за тем, как из ночного мрака материализуется нечто!..
Не нечто… Некто!
Тот, в существование которого не верили. А если и верили, то старались лишний раз не поминать. Как говорится - «не зови лихо, пока тихо…»
Непомерно высокая и очень худая фигура, сотканная из густой ночной темноты. Ноги, когда существо двигалось, сгибались сразу в нескольких местах. Руки свисали с узких плеч длинными подвижными плетьми. И… Иван хотел ошибиться, но ему казалось что их у существа больше чем две!.. Тут и там из тёмного силуэта выпирали острые отростки, точно сучки из старого древесного ствола.
- Чё за чёрт!? - Это был даже не вопрос. Серый тоже смотрел на тёмный силуэт. Страх, наконец то пробудившийся, вцепился в его душу и начал разрывать её острыми когтями.
С диким безумным воплем Серый рванулся прочь из проклятой могилы! Но бежать было уже поздно…
Умрун едва различимым стремительным движением приблизился к нему, склонившись над человеческим телом. Подвижные руки-плети туго оплели человеческое тело, выдавливая из него воздух и жизнь. Тёмное лицо твари приблизилось к человеческому лицу и огненные глаза Хозяина погоста заглянули Серому прямо в душу.
Человек вновь дёрнулся, пытаясь освободиться. Протяжно завыл от безнадёги!
Корни, свисающие из стенок разрытой могилы, пришли в движение. Они, извиваясь точно змеи, потянулись к человеческому телу, вцепились в него и утянули куда-то туда, на самое дно могилы.
Иван с ужасом наблюдал за тем, как Умрун возится над могилой, закапывая её своими многочисленными руками. Вой Серого сперва долетал до него, а потом он оборвался и над погостом повисла тишина.
Могильная плита, которую они с таким трудом сдвинули в сторону, опустилась на своё законное место и Умрун повернул в сторону Ивана голову. Взгляд огненных глаз скользнул по нему, но и только. Тёмный силуэт шагнул мимо окаменевшего от страха человека и скрылся в ночной тьме.
***
Утро на погосте тоже выдалось беспокойным. МЧС, полиция, скорая… Все они по очереди спешно прибыли к главным воротам кладбища и долго там стояли. Сотрудники полиции о чём то беседовали со смотрителем кладбища, заполняли протоколы, осматривали территорию в поисках «непонятно чего.»
Машина МЧС стояла чуть в стороне. Им повезло больше чем всем остальным. На кладбище ничего не горело и экстренная помощь тоже никому не была нужна. Так что они, МЧСовцы то есть, просто разбрелись по крохотной кладбищенской парковке и курили.
А вот работникам скорой особенно не повезло. Сперва им пришлось идти в самую дальнюю часть кладбища, а потом… А потом оказалось, что «пациент» не адекватен. И пришлось спешно возвращаться и просить молоденького лейтенанта полиции о помощи. Ну мало ли что может вытворить бродящий среди могил псих!
На то, чтобы его поймать, обколоть медикаментами и спеленать в смирительную рубашку, ушло часа два. Раздражённые и уставшие медики наконец то вывели с территории погоста Ивана. Бледного и совершенно седого! Он пытался что то говорить о «выбравшемся из могиле монстре,» но все отмахнулись от него. Никто не желал слушать бред сумасшедшего. Никто...
А зря. Хозяин кладбища стоял в тени старой разлапистой липы, прислонившись к стволу и практически слившись с тёмной корой, и наблюдал за суетящимися людьми. В тот момент, когда в поле его зрения показался Иван, Умрун подался вперёд, шумно втягивая в себя воздух.
Хорошо…
Даже на таком большом расстоянии он чувствовал запах страха, который исходил от этого человека.
Это было хорошо. Убивать он его не станет. Зачем? Он и так уже был наказан! Пожизненно!
Умрун отступил назад и исчез, слившись с древесной корой.
В царство мёртвых наконец то пришёл покой…