Найти тему

Как выглядит идеальное правительство, или мастер-класс предвыборной агитации от иностранцев

Скоро выборы, а, значит, тучные времена для всяких проходимцев, которые в массовом порядке будут мобилизованы на создание имиджа «крепкого хозяйственника» или «патриота-профессионала» «нашему дорогому Ивану Ивановичу». Только выглядеть всё это будет заведомо пошло, нелепо и криво, тем более для тех, кто видел и знает лучшие образцы. Учиться вам надо : мальчики-дизигнеры, девочки-ретушёры, сочинители биографий, оформители дорожных билбордов и прочие манагеры всяческих PR -агентств. Сегодня бесплатную лекцию с показом слайдов проведёт уроженец итальянской Сиены - Амброджо Лоренцетти. Успокойтесь, это не будет считаться иностранным вмешательством в выборы. Великий профи PR а скончался 673 года назад, то есть незадолго до появления в нашем законодательстве термина «иноагент». Так что, за использование его уроков вам ничего не будет. А если вызовут в компетентные органы, то прихватите с собой томик Вазари, так вы сможете доказать, что речь идёт об авторе, жившем в те времена, когда никакого злобного хасдепу, цру и прочего евросоюза ещё не было. И даже Сорос-гад ещё не родился.

Амброджо Лоренцетти предлагает нам взглянуть на фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико. Сиена в те времена была самостоятельным государством, постоянно отражающим попытки соседней Флоренции подчинить сиенцев и установить однополярный мир в Тоскане. А правил в городе Совет Девяти. Вот зал, где заседал этот совет, и был украшен фресками уже знаменитого к тому моменту Амброджо Лоренцетти в 1338-1339. Видите, как глубоко уходят корни PR на выборах? До наших дней более-менее дошли 3 фрески и я, как убеждённый сторонник добра, призываю начать с Аллегории Доброго правления. Заодно и узнаем, как выглядит идеальное правительство.

Вот этот вот величественный старец в центре – это сама Сиена. Точнее её дух, символ суверенитета сиенской нации и самобытности сиенского народа. Он же Добрый правитель и, как я уже сказал, коммуна Сиены. В руках у него золотой щит и жезл.

Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти

Наверху – три добродетели: Вера, Надежда, Любовь. Тут всё понятно.

Внизу – волчица, выкармливающая двух близнецов. Тут тоже всё вроде бы ясно. Но стоп! Мы же не в Риме. Причём тут волчица? Или это намёк на то, что свободная Сиена настолько велика, что даже попирает Рим? Всё гораздо сложнее. После того, как Ромул убил Рема, сыновья последнего Сений и Аский (Сениус и Ашиус) бежали на север, где и основали новый город. А вот с волчицей версии расходятся. По одной из них, соответствующая статуя была прихвачена из Рима, как часть семейного наследия, по другой – тут, в Сиене, была своя, живая волчица, с той же ролью, что и Капитолийская в Риме. В общем, символ прост – мы тут не хуже Рима будем. Очередной n -ный Рим. А наши всё твердят про какой-то третий. Смешные чудачки.

По бокам от старца – Благоразумие и Великодушие. Запоминайте, создатели предвыборной агитации, а лучше конспектируйте. Красивее у вас всё равно не выйдет. Теперь, собственно, к составу правительства. «Правое» от старца крыло. Уже виденное Благоразумие (справа), Сила (в центре) Мир (слева)

Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти

Меня больше всего восхищает Мир. Во-первых, потому, что я и сам человек мирный. Ненавижу всякую мразь визжящую: «третья мировая уже идёт, пора наносить удары». По своей тупой башке, уродец, наноси удары. Во-вторых, он (мир), а точнее она (аллегория) просто великолепна. Посреди такого важного собрания она плавно и вальяжно разлеглась на мягких подушках, помахивая веточкой оливы и используя всяческие новейшие образцы вооружений как подставку для ног и спины. Во всей огромной фреске эта фигура сразу привлекает внимание. Это не просто аллегория, а великолепное зрелище для глаз.

Ну а что же «левые»? Тут у нас Великодушие (слева), Умеренность (в центре) и Правосудие (справа)

Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти

Нет, гражданка с мечом и отрубленной головой вовсе не Юдифь, а «фигура, изображающее Правосудие» - наверное, похожа на ту, что Остап советовал купить предводителю на аукционе Главнауки. Всё как положено, кому секир-башка, кому венец. Впрочем, можно прочитать и как «Смерть тиранам». Дескать, мы, сиенцы, народ с давними республиканскими традициями, нам все эти жулики из «вдовствующего императорского дома» нафиг не сдались.

Однако, Правосудию в средневековой Сиене уделялось такое большое внимание, что его изобразили дважды (кстати, это вносит определённую путаницу при чтении описаний). Перенесёмся в левую (от нас) часть фрески. Здесь нас ждёт очень сложная общественная конструкция.

Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти

На самом верху возвышается Мудрость. Она держит весы. Внизу, собственно Правосудие, которое занято тем, что с помощью больших пальцев рук обеспечивает баланс между чашами весов. У чаши слева от нас - ангел в красном. Он одновременно находится в процессе отрубания чей-то вражеской головы – меч уже вошёл в плоть шеи, но башка пока держится, и возлагания венца на другую голову. Идея понятна – правосудие и карает и вознаграждает. У чаши справа от нас – ангел в белом. Он занят ничем иным, как возмездием. В руках у ангела мера для отмеривания весёленького ситчика и прочей забавной мануфактурки, он наклонился над тарой для сыпучих продуктов и что-то сыплет туда.

И, наконец, фигура под Правосудием. Это Согласие. Некоторые считают, что это земная ипостась небесного Правосудия (которое соответственно выше). Обе версии приемлемы.

Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти
Амброджо Лоренцетти. Аллегория Доброго правления. Деталь 1338-39. Сиена (Италия) Палаццо Пубблико. Зал Девяти

На коленях у Согласия – рубанок. Да-да простой плотницкий инструмент. Кандидат же должен быть «от народа». Кроме того, это символ равенства всех перед законом (а, можно сказать, что и снятия лишней стружки, нечего выделяться). К фигуре от ангелов свыше ведут два шнура – красный (его почти не видно) и белый. Последний проходит через руку Согласия и передаётся гражданину в сером плаще. В свою очередь тот – часть процессии, направляющейся от Согласия стройными рядами к Доброму правителю – духу нации.

Ну что, PR -манагеры, теперь вы знаете, на какие качества надо напирать при создании образа идеального кандидата на выборах? А если не усвоили урок как следует, то я и продолжить могу.