Найти тему
у Техномага

Настоящее немецкое качество из Японии. Dual C846.

Настоящее немецкое качество из Японии. Dual C846.

Настоящий "немец" Dual C846. Made in Japan.
Настоящий "немец" Dual C846. Made in Japan.

Ну вот и дошла очередь до очередного немецкого аппарата.
Встречаем, DUAL C846.
В моем «зверинце» их два. Оба куплены в Германии (на ebay.de) примерно в районе 2008 года, сначала один, потом другой. В то время (что на ebay.com, что на ebay.de) было много интересной техники и цены особо никто не задирал. Можно было купить какую нибудь Нагру в районе 200 долл. Сейчас в это даже не верится.

Так вот, DUAL C846. Субъективно, конечно, но мне из всей европейской техники больше всего нравится марка Dual.

Изготовитель заявляет вот такие технические данные:

-2

Сомневаться в правдивости этих данных причин нет, будем считать, что так и есть. Частотные характеристики я не снимал и планов таких нет.
Из это небольшой таблички видно, что дека двухскоростная. Для обычной скорости видно, что частотное разрешение, т.е. диапазон, больше всего при работе с металлопорошковой лентой (Metal, или тип IV). А для повышенной скорости без разницы. Собственно, очевидно, законы физики никто не отменял. Если пользоваться повышенной скоростью и кассетами С-120 (С-180 я бы ставить не стал, даже при условии, что удастся где то купить) получится что то вроде нашего ответа EL -кассетным декам.

На фото видно, что головки и тонвалы закрыты прозрачным пластиковым кожухом. При включении этот кожух проворачивается вниз, открывая пространство для установки кассеты. Соответственно, при выключении питания этот кожух возвращается обратно. У дек от Dual такой механизм встречается часто. Удобно чистить головки.
Традиционно для Dual ( да и не только) по бокам от кассеты 2 большие прямоугольные кнопки при нажатии на которые независимо от режима работы ЛПМ переходит в режим «стоп» и можно извлекать кассету. Это если не хочется сначала нажать кнопку «стоп», а потом вынимать кассету.

На передней панели есть надпись 2 motors. Т.е механизм двухмоторный. На самом деле моторов больше, их 3. Один — тонвал (прямой привод правого тонвала, а левый от него через пассик), второй традиционно — привод подкассетников, а третий — для управления ЛПМ.
Так как непосредственно в процессе движения ленты задействовано все таки 2 двигателя, то надпись 2 motors выглядит более честной.

Dual C846 без верхней крышки.
Dual C846 без верхней крышки.

На фото видно, что внутри все довольно аккуратно, доступ к платам вполне нормальный, как сверху, так и снизу, дно при необходимости можно снять, оно на винтах. Что мне понравилось, два мощных транзистора (видимо в цепях питания) установлены на боковой стенке корпуса (помечено желтой стрелкой). Металлический корпус - «халявный» радиатор, почему бы не использовать? Вроде фигня, а решение изящное.

Все управление электронное, на микропроцессоре. Сейчас это называется микроконтроллером, но тогда, в 80-х очень модно было пользоваться фразами типа microprocessor control или computer control. Таким образом довольно легко только за счет микропрограммы реализовать любую логику работы системы.
Логика работы ЛПМ следующая.
Когда дека включается, устанавливают кассету (не включив деку, кассету не поставить) и нажимают play. После этого к подающему подкассетнику прикладывается небольшое усилие, чтобы выбрать возможную петлю ленты к кассете. После этого через несколько секунд же подводится блок головок с прижимными роликами. Такой закрытый тракт более бережно обращается с пленкой, но и требует внимания.

Три головки указывают на наличие сквозного канала записи — воспроизведения. Очень удобно в процессе записи слушать уже то получилось.
Самая главная «фишка» С486 — это повышенная скорость. Есть еще автоматический поиск наличия записи вперед и назад, фунция auto space, которая позволяет разделять фрагменты фиксированными по времени промежутками. Ну и, конечно, компандер Dolby B/C. HXPro тут нет.

Регулировка уровня записи только ручная.

Я обратил внимание, что большинство дек имеют только ручную регулировку уровня записи. Ограничители (limiter) я встречал только у Sony. Не утверждаю, что это именно так, возможно другие изготовители тоже использовали такие ограничители. Когда то в «Радио» была небольшая заметка о лимитерах, и, как раз, там говорилось, что это придумали инженеры Sony. Значит патент, за пользование плати лицензионные отчисления.

Теперь собственно, ради чего все это. Пришло время «выгуливания» этих дек. Любая техника хотя бы иногда должна работать.
Ни ту ни другую деку я не включал длительное время (наверное год или два, может быть и больше).
Одна как работала раньше, так и работает сейчас. Рабочий ход, перемотки — все нормально.
Вторая — хуже. Лента протягивается нормально, а вот подкассетники ни перематывать, ни подматывать ленту не могут, недостаточно усилия.

Фрикционная передача вращения на подкассетники.
Фрикционная передача вращения на подкассетники.

Причина достаточно проста и более, чем хорошо известна. Это (желтая стрелка) промежуточный фрикцион, передающий вращение от двигателя на подкассетник. Резиновая накладка со временем «дубеет» и начинает сильно проскальзывать.

Проблема решается разными способами.

1. Снять шкуркой верхний слой резины. Под ним резина немного более мягкая. Такой способ наименее эффективен, так как этой обработки хватает не надолго.
2. Использование специальных жидкостей — восстановителей резины. Эффект более длительный. Сам я не пользовался, собственного опыта не имею. Одним нравится другим — не очень.
3. Замена резиновой накладки на новую. На мой взгляд, это лучше всего. Но вопрос, где взять новую накладку?

Опять же, я не сам это придумал, подсмотрел где то. Для этих целей очень хорошо подходят уплотнительные резиновые кольца. Они стоят копейки, продаются наборами разных диаметров, на все случаи жизни. Есть черные, зеленые, кирпично-красные. Я купил черные.
Так выглядит ролик с новой резинкой. Метод уже опробованный, такую операцию я вполне успешно некоторое время назад я проводил с декой (из моего же зверинца, естественно) Nakamichi BX-2.

Ролик с новой резинкой.
Ролик с новой резинкой.

И собираем все обратно. Надо сказать, что доступ этому узлу вполне удобный, разбирать деку не нужно. Даже удобнее, чем у Nakamichi BX-2.

Ролик с новой резинкой установлен обратно.
Ролик с новой резинкой установлен обратно.

В свое время при снятии этого ролика я потерял капроновый фиксатор. Пришлось сделать замену из похожего материала. Ничего не поделаешь.

И в заключение, общий вид, в работе, так сказать «во всей красе».

Работающая дека Dual C846.
Работающая дека Dual C846.

На фото видно, что все подсвечивается, довольно красиво. НО, при затемнении и отсутствии встречного освещения самих стрелок совершенно не видно. Только заметно, можно заметить, как подсвеченные изнутри метки перекрываются стрелками и пропадают. Тут дизайнеры немного не додумали, если бы была небольшая встречная подсветка стрелок, эффект был бы гораздо сильнее.
С другой стороны, тогда вся подсветка была при помощи лампочек, а это тепловыделение, потребление энергии, надежность.
Может быть, когда (если) будет настроение, попробую поставить туда яркие светодиоды. Посмотрим, что получится.
Ну и, конечно, несколько слов о звуке. Если совсем просто, мне этот дуалевский звук нравится.
Рассказывать аудиофильские сказки о микро- и макродинамике, глубине и прорисовке сцены, вовлеченности и пр. я не буду. Это все субъективно, слишком много зависит от воображения слушателя, самого источника, откуда была сделана запись, акустики и пр.

Потом, когда нибудь, когда будет настроение, можно будет уже разобрать, почистить, смазать ЛПМ. Но это уже будет потом. А теперь, некоторое время поработают, послушаем и будем переходить к другим обитателям «заповедника»