Не так давно японская компания SoftBank открыла в Токио магазин мобильных телефонов, где все рабочие места были отданы продавцам-консультантам — и каждого из них звали Пеппером. Собрать такой штат было не так сложно, как кажется: все сотрудники были роботами.
Если точнее, это были роботы-гуманоиды, которых SoftBank описал как созданий «добродушных, обаятельных и готовых удивлять». Каждый Пеппер был оборудован тремя разнонаправленными колесами, системой предупреждения столкновений, многочисленными датчиками, парой рук, а также расположенным на груди робота планшетом, с помощью которого клиенты могли вводить данные. Пеппер был способен «выражать чувства» и использовать 3D-камеру и две HD-камеры, чтобы «распознавать передвижения и эмоции собеседников».
Кроме того, говорящий робот якобы мог различать радость, печаль, гнев и удивление, а также определять, в хорошем или плохом настроении находится стоящий перед ним человек. Инженеры, создавшие Пеппера, считали, что эти способности сделают из него идеального продавца-консультанта. Они оказались правы: больше 10 тысяч таких роботов сегодня трудится в магазинах SoftBank, пиццериях сети Pizza Hut, на бортах круизных лайнеров, в обычных домах и множестве других мест.
В другом, не столь обеспокоенном мире Пеппера, возможно, приняли бы за любопытную технологическую новинку. Но многие «эксперты» и прогнозисты убеждены, что этот робот — знак чего-то гораздо более серьезного, а именно — растущего вытеснения людей с рабочих мест. (Фотографии Пеппера с его кукольными глазами сопровождали многочисленные статьи с заголовками вроде «Робот придет за вашим рабочим местом».)
Тревогу насчет автоматизации легко объяснить исключительным прогрессом технологических компаний в робототехнике и искусственном интеллекте, который сегодня способен, кроме всего прочего, одурачивать мастеров техасского холдема (популярная разновидность покера) и безопасно управлять машиной. Так, идея о том, что мы находимся на пороге немыслимого прорыва автоматизации, действительно согласуется с распространенным в Кремниевой долине мнением, что мы живем в эпоху беспрецедентных и ускоряющихся инновационных процессов. Некоторые главы компаний, включая Сэма Альтмана из Y Combinator и создателя Tesla Илона Маска, настолько уверены в неизбежности безработного будущего (и, вероятно, настолько же опасаются факелов и вил), что изо всех сил пытаются придумать систему социальной защиты, которая пришлась бы кстати в мире с низким уровнем занятости.
Проводившееся в 17 странах тщательное исследование влияния роботов на промышленное производство, сельское хозяйство и сферу обслуживания обнаружило, что из-за машин рабочее время низкоквалифицированных работников сократилось. Однако это не повлияло на общее время работы людей, а зарплаты только увеличились. Иначе говоря, автоматизация может сказаться на наших профессиях, но пока сложно утверждать, что она приведет нас в мир безработицы.
Тем не менее, в ближайшие десятилетия автоматизация все же уничтожит множество ныне существующих профессий. Привлечение техники к труду — это, в конце концов, не новая практика, а доминирующая тенденция последних 200 лет экономической истории
Особенность нашего времени — страх сразу перед двумя противоположными вариантами будущего. С одной стороны, нам твердят, что роботы займут наши рабочие места и их большая производительность начнет изменять отрасль за отраслью. Если это случится, темп экономического роста будет стремительно увеличиваться, и общество станет куда богаче, чем сегодня. Но в то же время нам говорят, что мы живем в эпоху долгого застоя и застряли в экономике, которая обречена на медленный рост и замороженную заработную плату. Тогда нам стоит беспокоиться о том, как мы собираемся поддерживать стареющее население и справляться с растущими тратами на здравоохранение, поскольку в такой версии будущего нам не стать богаче, чем сегодня. Обе эти перспективы возможны. И они не могут воплотиться в реальность одновременно. Нет никакого смысла беспокоиться и о восстании роботов, и об эпохе векового застоя. Тем не менее, это как раз то, что тревожит многих разумных людей.
Эта драматичная история об автоматизации и постоянной безработице плотно закрепилась в умах людей нашего времени. Правда, есть в ней одна загвоздка: на самом деле, существует не так уж много подтверждений тому, что такое положение дел когда-нибудь наступит.