Развитие технического прогресса, зачастую, приводит к возникновению ситуаций, за которыми не поспевает законодательное регулирование.
В последнее время мода на электросамокаты и моноколеса привела к увеличению случаев ДТП с их участием. Эти средства передвижения пока не отнесены Правилами дорожного движения к какой-либо категории. Не сформировалось и однозначной судебной практики разрешения споров между водителями и «операторами» моноколеса или электросамоката. Каждое такое ДТП рассматривается с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для определения виновного.
Сейчас лица, управляющие самокатами и моноколесами мощностью до 250 Вт приравниваются к пешеходам. Для водителя авто это означает следующее: владелец самоката по отношению а автомобилю – пешеход. Водитель автомобиля – владелец источника повышенной опасности и несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пешехода без наличия вины в совершении ДТП.
Для определения виновного имеет значение большое количество факторов, приведших к ДТП.
Рассмотрим кейс: «Водитель автомобиля в процессе движения в темное время суток сбил владельца электросамоката на проезжей части».
Что будет иметь значение для установления вины участников ДТП?
- Факт соблюдения/несоблюдения водителем автомобиля всех правил дорожного движения;
- Действия самого владельца самоката (изменение направления движения, соблюдение ПДД и логичных мер предосторожности, скорость движения, наличие светоотражающих элементов на одежде и средстве передвижения, мощность средства передвижения и даже состояние алкогольного опьянения).
- Метоусловия и условия освещенности;
- В каком месте (проезжая часть, автобусная полоса, двор, пешеходный переход и т.д.) был совершен наезд;
- Наличие/отсутствие технической возможности избежать столкновения;
В такой ситуации используйте весь спектр доступных средств фиксации обстоятельств: видеосъемка последствий аварии на мобильный телефон, данные видеорегистраторов, в т.ч. и других участников дорожного движения, записи с камер наружного наблюдения, свидетельские показания и т.д.
Конечно же, не зависимо от наличия вины владельца самоката, следует оказать ему первую медицинскую помощь и вызвать «Скорую», если он пострадал. Ни в коем случае не покидать место ДТП, даже если водитель самоката предлагает «разъехаться». Оставление места ДТП грозит водителю лишением прав.
В любом случае следует вызвать ГИБДД и проследить за объективным составлением схемы ДТП, передать сотрудникам имеющиеся видеозаписи, а также указать в протоколе и объяснениях данные свидетелей и их номера телефонов.
Проконтролировать установление личности водителя самоката, его адреса, телефона. В случае если это ребенок – данных родителей или законных представителей. Проследить, чтобы данные были в полном объеме отражены в документах ГИБДД.
Степень вины каждого из участников будет выяснять ГИБДД или суд. От этого будет зависеть, получит ли владелец автомобиля компенсацию за повреждения своего автомобиля. Обратите внимание на то, что даже если владелец самоката будет признан виновным в ДТП, но физически пострадал – водитель авто должен будет компенсировать ему вред, причиненный здоровью. В свою очередь, водитель самоката в этом случае несет ответственность за причинение вреда автомобилю.
Наличие КАСКО существенно облегчит процедуру возмещения вреда, причиненного автомобилю, т.к. вопрос взыскания ущерба с владельца самоката возьмет на себя страховщик. Гораздо сложнее, когда КАСКО отсутствует или имеет существенные ограничения. На данный момент на рынке страховых услуг распространены полисы КАСКО с ограниченным страховым покрытием, когда страховщик несет ответственность только за ДТП, в которых водитель не виноват. Такая страховка стоит дешевле по сравнению с «полным» КАСКО, но при возникновении ДТП, в котором водитель будет виновен, не покроет ущерб автомобилю.