Найти тему

Политическая катастрофа. Что это такое, и почему она происходит?

Во многих ведущих странах, растет социальная нестабильность, выражающаяся в виде массовых протестов, демонстраций, митингов и других формах проявления активности масс. В чем причина такого явления? Почему недавно стабильные и благополучные общества поставлены на грань своего распада и исчезновения? Ключ к пониманию такого ситуации дает анализ такого явления, как политическая катастрофа.

Политическая катастрофа подразумевает необратимое разрушение общества, всех властных отношений и государственных структур, которые интегрируют людей в единую нацию. Несмотря на то, что такие катастрофы проявляется в различных формах в различных странах и цивилизациях, они происходят по одним и тем же причинам. Эти явления происходят вследствие того, что разрушаются социальные основания власти. А они основаны на готовности и заинтересованности населения какой-либо страны к подчинению и сотрудничеству со структурами политической власти всех уровней.

Разрушение системы власти и, как следствие, государства, ведет и к разрушению нации, как социальной общности, интегрированной в рамках этого государства. В этом случае разрушается вся связанная с государством и нацией система социальных ролей и статусов, которая, собственно и формирует структуру общества.

Власть всегда связана с определенной социальной группой, в рамках которой действуют властные отношения. Сущность оснований власти достаточно прозрачна: отказ от подчинения означает как минимум изгнание из группы. Это приводит к десоциализации, отказ от возможностей, связанных с участием в данной социальной общности, в данном случае – в гражданской нации. Иначе говоря, что цена отказа от сотрудничества с властью в социальной группе - это утрата возможностей, связанных с участием в ней человека. Иными словами, можно сказать то, что стабильности оснований власти определяется «ценой десоциализации». То есть она определяется потерями человека целого ряда социальных возможностей, преимуществ и перспектив при отказе от подчинения и выхода из группы.

Одним из маркеров распада властных отношений является кризис осознания представителями элит и рядовых граждан своей принадлежности к государству и нации. Для нации, которая создается политическими механизмами, деактуализация национальной идентичности означает распад как самой группы, так и связанных с ней отношений, включая властные.

Известно, что основания власти в рамках нации во многом определяются инструментальной ценностью участия человека в этой общности. Его подчинение власти и сотрудничество с ней – это цена сохранения и повышения социального статуса в рамках этой общности, цена вертикальной мобильности. Соответственно, если сохранение и повышение статуса в рамках нации теряет свою моральную и инструментальную ценность (объективно или субъективно), основания власти разрушаются.

Если человек, по тем или иным причинам, активно участвует в политической и экономической жизни общества, то он начинает приобретать национальную идентичность, т. е. считает себя неотъемлемой частью социальной общность, интегрируемой государством. Для него особое значение приобретает система культурных образцов и моральных ценностей, известная как «национальная идея». Основным же компонентом этой идей является обобщенный образ не столько коллективного прошлого, сколько привлекательного совместного будущего, социальная перспектива.

Ключевой точкой политической катастрофы является внешне внезапное как для власти, так и для общества, крушение социальных оснований политической власти. В этом случае разрушаются механизмы подчинения и сотрудничества с властью. Властные структуры и правящие элиты какое-то время еще существуют организационно и юридически, но оказываются в социальной изоляции и теряют управление обществом, «повисая в воздухе».

Модельные случаи системной политической катастрофы - Великая французская революция, Февраль и Октябрь 1917 года, а также распад СССР. Сходные социальные механизмы имели различного рода ненасильственные социальные революции («революция цветов» в Португалии, «оранжевые» революции в Восточной Европе, «Арабская весна» и др.). Более того, подобные механизмы политических катастроф характерны для любых обществ с развитой политической сферой, начиная с ранних государств, и прослеживаются по меньшей мере с античности.

В системной политической катастрофе можно выделить две фазы. Первая из них заключается в разрушении оснований власти. Вследствие этого возникает системное разрушение сложившейся социальной структуры общества и органов политического и экономического управления.

За политической катастрофой следует фаза социальной трансформации – становление новой социальной структуры и новых социальных элит. Это фаза часто проявляется в остром противоборстве различных субъектов (гражданская война), которая завершается стабилизацией и институциализацией новой социальной структуры и соответствующей ей общности.

Двухфазная модель объясняет известный исторический феномен «пожирания революцией своих детей», когда главные действующие лица самой политической катастрофы, уничтожающей «старый режим», как правило, не входят в состав новых элит.

А. Л. Сафонов, докт. философ. наук, канд. техн. наук, доц., проф. МГОУ

А. Д. Орлов, канд. техн. наук

Начало: статья "Социальная философия в "эпоху перемен".

Продолжение: статья "Примеры политических катастроф".

Публикация является популярной версией нашей статьи «Социальные маркеры политических катастроф».

Вы можете ознакомиться с другими нашими трудами:

"Новая социальная теория и принципы ее построения (глобализация и основные механизмы развития общества)" и "Этнос и глобализация (этнокультурные механизмы развития современных наций)".