Кажется, что нательный крестик, который сегодня носят многие крещёные люди – незыблемый атрибут христианина или человека, считающего себя причастным к православию. Однако так было далеко не всегда.
Многочисленные археологические раскопки говорят о том, что, оказывается, в течение 11-16 веков традиции ношения нательных крестиков и иконок, а также порядок совершения погребального обряда существенным образом менялись.
Казалось бы, что может поменяться в таком простом и основополагающем вопросе? Оказывается, многое. Учёные до сих пор не могут понять, как и почему менялись народные обычаи и традиции, связанные с ношением нательного креста и порядком погребения с ним. Гипотезы и выводы современных археологов нередко противоречат друг другу.
Ещё в 19 веке вопрос казался решённым: в научной среде бытовало единое мнение – нательные кресты носили всегда, начиная с первых веков крещения Руси, с ними совершали и погребальный обряд, хороня усопших. Это суждение подкреплялось наличием огромного количества разнообразных крестов-тельников в музеях, частных коллекциях и в православном обиходе.
Всё казалось очевидным, но был один нюанс, который предпочитали не замечать: многообразие известных крестов на 99% состояло из экземпляров более позднего периода 16-19 веков.
Письменные свидетельства, начиная с 17 века, лишь подтверждали устоявшееся мнение: Майерберг (1661), Адам Олеария (1633, 1626-1638), Викгарт (1665) и другие утверждали, что в России крест одевался ребёнку при крещении, его ношение было обязательным, если же находили покойника без нательного креста, то похороны не могли проводиться по православному чину, так как было неизвестно, крещён ли умерший (Рушинский, 1871).
Представители советской археологической школы также безуспешно пытались подтвердить простую гипотезу, что раз уж ношение нательных крестов было повсеместным, то и обряд погребения был связан с крестом. Однако раскопки раннехристианских курганов 11-13 вв. не подтвердили это предположение – мелкой пластики (нательных иконок и крестов) в них было крайне мало.
Результаты раскопок курганов были интерпретированы таким образом, что якобы древнерусское население достаточно долгое оставалось язычниками, поэтому кресты и иконки в ранних захоронениях редки. Тогда же в научном обиходе возник термин «двоеверие».
В последней четверти 20 века и этот тезис был опровергнут. В могильниках Белозерья и Каргополья, датированных 11-12 веками, было обнаружено большое количество предметов христианского культа – крестиков, привесок, нательных иконок и др. Исследовавший эти захоронения Н.А. Макаров сделал вывод о том, что христианская атрибутика играла огромную роль именно на первых этапах христианизации Руси.
Представители советской археологической школы также безуспешно пытались подтвердить простую гипотезу, что раз уж ношение нательных крестов было повсеместным, то и обряд погребения был связан с крестом. Однако раскопки раннехристианских курганов 11-13 вв. не подтвердили это предположение – мелкой пластики (нательных иконок и крестов) в них было крайне мало.
Результаты раскопок курганов были интерпретированы таким образом, что якобы древнерусское население достаточно долгое оставалось язычниками, поэтому кресты и иконки в ранних захоронениях редки. Тогда же в научном обиходе возник термин «двоеверие».
В последней четверти 20 века и этот тезис был опровергнут. В могильниках Белозерья и Каргополья, датированных 11-12 веками, было обнаружено большое количество предметов христианского культа – крестиков, привесок, нательных иконок и др. Исследовавший эти захоронения Н.А. Макаров сделал вывод о том, что христианская атрибутика играла огромную роль именно на первых этапах христианизации Руси.
Спустя 10 лет анализ новгородских погребальных памятников привёл к похожим результатам: оказалось, что именно в 12 веке нательные предметы личного благочестия были наиболее популярны, но в 13-16 вв. их количество резко уменьшилось и оставалось незначительным (Мусин, 2002).
В начале 2000-х масштабное изучение погребального обряда было проведено археологом Т.Д. Пановой. В ходе раскопок погребений 11-13 и 14-15 вв. нательные кресты практически не встречались, а вот в могильниках 16 века их количество повысилось до 30%.
В тех же погребениях 16 века было обнаружено большое количество обломков крестов, хотя иногда попадались и целые кресты.
Ранее традиционно считалось, что обломки крестов появляются из-за внешнего более позднего воздействия – распашки, перепадов температур и т.д. Металловедческий анализ установил, что на самом деле кресты разламывались во время погребения.
Накопленный к настоящему времени археологический материал позволяет сделать вывод о том, что в 13-16 вв. существовала устойчивая традиция снимать нательные кресты с умерших перед погребением, разламывать их и кидать в могилу вместе с землёй.
Любопытно, что канонические тексты, устанавливающие порядок погребального обряда того периода, содержат лишь базовые принципы ритуала, но не регулируют вопрос о том, следует ли совершать погребение именно с крестом.
Если вас заинтересовал данный материал и вы хотите более подробно ознакомиться с материалами исследований по этой теме , а также с историями предметов Руси 9-20 вв., добро пожаловать на тематический сайт .