Найти тему

Мы, детьми, прыгали с парашютами. Как прыгая с парашютом, я разбил у самолёта в полёте ветровое стекло

Оглавление

Самолёт По-2, когда я увидел его в Парке Победы на Поклонной горе, показался мне неожиданно очень маленьким по сравнению с тем, как я его видел, когда мне было 15 лет. Самолётик-биплан, с двухэтажными крыльями, две кабины так, что головы пилотов торчат из него, над его фюзеляжем. Он стоял среди огромных танков, мощных самоходных орудий на выставке. Всю эту военную технику я много раз видел на улице Горького (на Тверской), в Москве, когда они с рёвом, изрыгая дым, шли на праздничные парады, на Красную площадь.

На Поклонную гору я пришел уже с повзрослевшими внуками.

А самолёт По-2 я впервые увидел очень давно, в 1946 году.

Тогда к нам в 636-ю школу пришел весёлый моложавый очкарик. После его рассказов все загорелись парашютизмом, и поехали туда, куда он нас звал. Рядом с железнодорожной станцией Силикатная Курской железной дороги расположился травянистый аэродром. Часть его стала тогда картофельным полем, росла и морковка, и свёкла — на прокорм лётчикам (время было очень голодное). Там, в одноэтажном доме, похожем на широченный сарай, к потолку были подвешены матерчатые лямки с железными кольцами. Нас, мальчишек, сажали, подвешивали на них. Учили, как сесть поудобнее на круговую лямку (это абсолютно необходимо для безопасного приземления на парашюте), показывали — за какие лямки тянуть, чтобы парашют повернулся и летел куда надо. Там же мы прошли медицинскую комиссию, все врачи — бывшие военные, с опытом Великой Отечественной войны.

Я был немало удивлен и запомнил на всю жизнь, когда немолодая женщина-врач измерила тонометром моё артериальное давление, посчитала пульс. Попросила попрыгать повыше 20 раз. Ещё раз замерила давление и сказала: «Ты, мальчик, будешь очень вспыльчивым: научись владеть собой». Я молча возмутился, ведь я, как мне думалось, не был таким. Как смогла она так легко, даже не разговаривая со мной, такое предсказать? И всё же всю жизнь приходится следовать её совету.

Интересно было, когда очкарик, а это был опытный парашютист-фронтовик Аркадий Васильевич Яров, показывал нам, как с двумя парашютами (один, основной — на спине, другой, запасной — на груди) влезать с земли на крыло, а потом в переднюю кабину самолёта По-2.

И, самое главное, как в полёте вылезать из неё. Из-за двух парашютов каждый из нас становился «горбатым» и очень «пузатым». Приходилось в кабине сидеть поперёк неё, повернувшись вправо.

И самым ответственным моментом было то, как правильно вылезти из кабины на крыло самолёта, чтобы спрыгнуть с него к далёкой, внизу земле! Яров нам объяснял:

— Левой ногой становишься на сидение, подымаешься, ставишь так же правую, наклоняешься вперёд, левую выносишь из кабины, ставишь на крыло, крепко держишься за передний край кабины, вынимаешь из неё правую ногу. И не прыгайте с крыла как с подножки трамвая! Самолёт лёгкий, не раскачивайте его! Делайте просто шаг с крыла и падайте.
— Ну, а если начать вылезать, став правой ногой на сидение?
— Ни в коем случае!! Тогда вылезать будешь лицом к хвосту самолёта. Правая — уже на крыле, а левая поднимется над задней кабиной, где сидит пилот. Ногой зацепишь его за голову. И даже можно вытащить его из кабины в полёте.

Спрашиваем:

— Вы много раз прыгали! При Вас хоть один был такой случай? (На груди у него значок-парашют, на нём цифра 1200 — число прыжков).
— Нет, не было.
— А Вы слышали о том, что хоть где-то это было?
— Нет! Но теоретически это возможно.

И вот, такой уникальный случай произошёл со мной. Летим. Это был мой второй прыжок. Пилот, капитан-фронтовик Астафьев, говорит мне:

— Приготовиться к прыжку! Вылезай!

Самолёт По-2 (У-2). Парашютист сидит в передней кабине. Из неё ему удобнее вылезать на левое крыло. Лётчик в задней кабине. Из неё ему лучше видна земля под самолётом. Источник фото https://оввакул.рф/SimpleImageGPRO/U-2/35%20%20-2%20-2%20%20.jpg
Самолёт По-2 (У-2). Парашютист сидит в передней кабине. Из неё ему удобнее вылезать на левое крыло. Лётчик в задней кабине. Из неё ему лучше видна земля под самолётом. Источник фото https://оввакул.рф/SimpleImageGPRO/U-2/35%20%20-2%20-2%20%20.jpg

Делаю всё как надо. Но тут Астафьев тихо выругался, он всегда был ворчливым. Понимаю, что я встал на сидение неправильно. Спускаюсь на пол кабины и решительно встаю на сидение, но уже другой ногой. Тут всё и началось! Как Яров говорил. Левую ногу пришлось задрать куда-то вверх. Зацепилась. Тяну со всей силы! И уже за край кабины не держусь. Лётчик мотор выключил. Хватает меня за лямки парашютные, чтобы меня не сдуло с крыла. Самолёт под ногами качается. А у меня стыд, и никакого испуга. Весь страх подавлен позором. Астафьев перекидывает мне через голову лямку, которая раскроет ранец моего парашюта. И я решительно прыгаю с крыла.

Приземляюсь, собираю парашют, засовываю в огромную сумку, которую мы брали с собой, подхожу к другим ребятам. Видим, что мой самолёт сел, но не подъехал к нам за очередным парашютистом, а отрулил на дальнюю стоянку, и Астафьев чего-то там возится. Смотрим, идёт к нам, что-то в руке несёт. Я спрятался за Мишку Соловьева, моего одноклассника. Подходит Астафьев. В руке — разбитое ветровое стекло от самолёта.

— Где этот рыжий? Убью! — и стеклом машет.
— Нет его, ушел, — это Мишка про меня. Я пригнулся, прячусь.

Как такое случилось, что смог я детским полуботинком на резиновой подошве раздавить ветровое стекло самолёта, так что оно треснуло?

Ну, думаю: «Не допустит Астафьев к третьему прыжку, не стану ”Парашютистом СССР”».

Почетный знак "Парашютист". Первоначально вручали такой матерчатый знак (слева). Его пришивали на форменную одежду на груди. Знак был утвержден 12 февраля 1931 года Решением Центрального Совета Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР). А вот, когда мы прыгали, были металлические значки с винтом (справа). Их крепили через дырочку на одежде. Источник фото  https://b.radikal.ru/b37/2002/a1/710bf773d8e2.jpg
Почетный знак "Парашютист". Первоначально вручали такой матерчатый знак (слева). Его пришивали на форменную одежду на груди. Знак был утвержден 12 февраля 1931 года Решением Центрального Совета Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР). А вот, когда мы прыгали, были металлические значки с винтом (справа). Их крепили через дырочку на одежде. Источник фото https://b.radikal.ru/b37/2002/a1/710bf773d8e2.jpg

Но ни слова Астафьев мне потом не сказал. Третий прыжок тоже стал весьма опасным для меня. И опять Мишка Соловьев меня выручил.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.