В 1985 году совместная американо-французская экспедиция выследила один из самых больших призов в морской археологии: затонувший 73-летний корабль «непотопляемого» океанского лайнера «Титаник».
ЭВАН ЭНДРЮС
Доктор Роберт Баллард не мог уснуть. Было раннее утро 1 сентября 1985 года, и 43-летний океанолог лежал на своей койке на борту исследовательского судна Knoor. Баллард привел корабль в Северную Атлантику в поисках давно потерянного обломка «Титаника», но, несмотря на прочесывание морского дна более недели, роботу его команды, оборудованному камерой, так и не удалось найти ничего, кроме миль песка и отложений. Поскольку до завершения миссии оставалось всего несколько дней, он начал беспокоиться, что культовый «Корабль мечты» может никогда не быть найден.
Когда Баллард попытался отвлечься чтением книги, появился повар Нура и сказал, что его вызвала дежурная вахта. Баллард натянул комбинезон поверх пижамы и бросился к диспетчерскому фургону корабля. Когда он прибыл, его коллеги воспроизвели то, что только что появилось на прямой видеотрансляции их роботов о морском дне. Кадры были тусклыми и зернистыми, но металлический объект, на котором они были изображены, нельзя было спутать ни с чем: один из котлов Титаника. Баллард и его команда разразились аплодисментами. Кто-то открыл бутылку шампанского для тоста, но настроение внезапно потемнело, когда они заметили, что было около 2:20 ночи - точное время, когда океанский лайнер затонул и унес на смерть более 1500 пассажиров и членов экипажа. Мысль об этом потрясла Балларда . «Мы были смущены, что праздновали», - сказал он позже 60 Minutes. «И вдруг мы поняли, что не должны танцевать на чьей-то могиле».
Когда Баллард попытался отвлечься чтением книги, появился повар Нура и сказал, что его вызвала дежурная вахта. Баллард натянул комбинезон поверх пижамы и бросился к диспетчерскому фургону корабля. Когда он прибыл, его коллеги воспроизвели то, что только что появилось на прямой видеотрансляции их роботов о морском дне. Кадры были тусклыми и зернистыми, но металлический объект, на котором они были изображены, нельзя было спутать ни с чем: один из котлов Титаника. Баллард и его команда разразились аплодисментами. Кто-то открыл бутылку шампанского для тоста, но настроение внезапно потемнело, когда они заметили, что было около 2:20 ночи - точное время, когда океанский лайнер затонул и унес на смерть более 1500 пассажиров и членов экипажа. Мысль об этом потрясла Балларда . «Мы были смущены, что праздновали», - сказал он позже 60 Minutes. «И вдруг мы поняли, что не должны танцевать на чьей-то могиле».
Прошло более 73 лет с тех пор, как Титаник отправился в свой обреченный первый рейс в Нью-Йорк. После того, как лайнер затонул, потенциальные охотники за сокровищами предложили использовать все, от электромагнитов до нейлоновых воздушных шаров, чтобы поднять его из глубины. Единственная проблема заключалась в том, что никто не знал, где это. Титаник продолжал дрейфовать после того, как последний раз сообщил о своем местоположении в сигнале бедствия, оставив исследователям область поиска, которая простиралась на сотни миль. Несколько миссий отправились на поиски его водной могилы. Все они, включая экспедицию 1977 года под руководством Балларда , вернулись домой с пустыми руками.
Вторая поисковая попытка Балларда велась с начала 1980-х годов, когда он попросил ВМС США профинансировать разработку Арго, беспилотного снегохода с камерой, который можно было буксировать за надводным кораблем на глубине до 20 000 футов. Военно-морской флот отказался оплатить счет за поиски Титаника, но они были заинтересованы в использовании нового робота Балларда для осмотра затонувших кораблей U.S.S. Thresher и Scorpion, две атомные подводные лодки, затерянные в Атлантике в 1960-х годах. Обе стороны в конце концов пришли к компромиссу: если Баллард сможет успешно определить местонахождение и нанести на карту две затонувшие подлодки, он сможет использовать оставшееся время для поиска «Титаника». Поскольку Соединенные Штаты все еще были втянуты в холодную войну, операция держалась в строжайшем секрете. Балларду были даны особые инструкции и он был принят на действительную службу в качестве морского офицера, но для всего остального мира он был просто океанографом в поисках Титаника. Только в 2000-х годах военная повестка миссии была полностью рассекречена.
Летом 1984 года Баллард начал свою тайную экспедицию, сфотографировав Трешера . В следующем году он и команда из Океанографического института Вудс-Хоул вернулись в Атлантический океан и выследили затонувший «Скорпион» у побережья Азорских островов. Баллард знал, что военно-морская миссия оставит ему очень мало времени на поиски Титаника, поэтому он попросил Французский научно-исследовательский институт эксплуатации моря, или ИФРЕМЕР, сотрудничать с ним. В июле 1985 года французское исследовательское судно Le Suroit начало разведку района, где предположительно затонул «Титаник». Используя технику, известную как «стрижка лужайки», руководитель экспедиции Жан-Луи Мишель буксировал гидролокатор бокового обзора взад и вперед через зону поиска в надежде обнаружить крупные металлические объекты на морском дне. Несмотря на то, что он тратил Атлантику в течение пяти недель, гидролокатор не нашел никаких многообещающих зацепок. Работа по поиску Титаника выпала на долю Балларда и команды Нура, которые только что завершили исследование Скорпиона. Военный проект Балларда дал ему всего 12 дней на поиски «Титаника», но он также дал ему идею новой техники поиска. Фотографируя Трешера и Скорпиона, он заметил, что течение унесло небольшие обломки кораблей, когда они падали на морское дно, образуя длинную цепочку обломков. Помня об этом, он решил не искать корпус Титаника. Вместо этого он использовал Арго, чтобы прочесать дно в поисках гораздо более обширного следа обломков, который может растянуться на милю. Как только он его найдет, он сможет использовать его, чтобы выследить сам корабль. Новый подход позволил Балларду расширить область поиска и двигаться по ней гораздо шире. Вместо того, чтобы «косить лужайку» с помощью гидролокатора, он тащил Арго по морскому дну и контролировал прямую видеотрансляцию с его бортовых камер. Требовалось семь человек, чтобы синхронизировать подводную лодку и Нур и анализировать все данные, а команда работала посменно, чтобы часы работали круглосуточно. После нескольких изнурительных дней они были вознаграждены видом приклепанных пластин корпуса и контрольного котла. Арго продолжал идти по следу обломков, и на следующее утро нос «Титаника» показался из чернильных глубин. Для Балларда это открытие вызвало смешанные эмоции. «Одно дело - выиграть - найти корабль», - писал он позже. «Другое дело - быть там. Это была жуткая часть. Я мог видеть «Титаник», когда она сначала скользнула носом в прозрачную воду. Вокруг меня были призрачные формы спасательных шлюпок, пронзительные крики и крики людей, замерзающих насмерть в воде ». Как многие давно подозревали, Титаник раскололся надвое, когда он погрузился на дно. Его нос стоял вертикально и все еще был на удивление неповрежденным. Более сильно поврежденная корма лежала примерно в 400 метрах. На снимке сонара видны следы крушения Титаника.
Баллард и его команда бросились задокументировать место крушения вместе с Арго и Ангусом, еще одной беспилотной подводной лодкой, предназначенной для фотографирования. На снимках были видны большие участки корпуса и мачты Титаника, в том числе воронье гнездо, где впервые был замечен роковой айсберг. Несколько люков были оторваны, а отсутствующий световой люк позволял дразняще заглянуть вниз, туда, где когда-то находилась «парадная лестница» корабля. На большом поле мусора находились нетронутые фарфоровые тарелки, предметы мебели и даже неоткрытый ящик шампанского. Морские падальщики издавна поедали все человеческие останки. Единственными остатками жертв были многочисленные пары кожаной обуви, все еще лежавшие на песчаном дне. Спустя всего четыре дня после того, как они увидели Титаник, штормовая погода вынудила команду собрать свои припасы и направить Нура к дому. Десятки ученых позже изучили это место более тщательно, включая Балларда, который вернулся следующим летом, чтобы воочию увидеть затонувший корабль изнутри пилотируемого подводного аппарата под названием «Элвин». Тем временем фотографии этого знаменательного открытия были размещены на первых полосах газет по всему миру, а армия репортеров и телекамер приветствовала Нура, когда он пришвартовался в Массачусетсе. Баллард, который позже стал ярым противником попыток спасти артефакты с Титаника, использовал свою первую пресс-конференцию, чтобы подчеркнуть необходимость относиться к обломкам с почтением. «Титаник сейчас находится на глубине 13000 футов в пологой местности, напоминающей альпийские горы, с видом на небольшой каньон внизу», - сказал он. «На такой глубине нет света, и можно найти маленькую жизнь. Это тихое и спокойное место - подходящее место для отдыха останков этой величайшей из морских трагедий. Пусть так будет всегда ».