Найти в Дзене
Прививка Красоты

Лев Бакст: опьянивший Париж.

В 1909-1914 годах Бакст оформил более десяти спектаклей «Русских сезонов» в Париже. Его работами были балеты «Тамар», «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Клеопатра», «Нарцисс», «Шахерезада», «Видение розы». Они прославили русское искусство декорации и раскрыли талант Бакста. Фантазия,

«Париж был подлинно пьян Бакстом», - писал театральный критик Андрей Левинсон об эпохе «Русских сезонов» в Париже.

В 1909-1914 годах Бакст оформил более десяти спектаклей «Русских сезонов» в Париже. Его работами были балеты «Тамар», «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Клеопатра», «Нарцисс», «Шахерезада», «Видение розы». Они прославили русское искусство декорации и раскрыли талант Бакста. Фантазия, сказочная роскошь и утонченная изысканность костюмов обладали гипнотическим эффектом.

Эскиз Л. Бакста к балету "Шахерезада".
Эскиз Л. Бакста к балету "Шахерезада".

Особенно поражала публику восточная экзотика, постепенно формировался новый стиль – ориентализм. В парижские магазины хлынула мода на красочные узоры, необычные цветовые сочетания, восточные орнаменты. красавицы хотели одеваться по-новому, и многие из них напрямую обратились к Баксту с просьбами о создании эксклюзивных одеяний.

Кроме восточных, Бакст стал использовать не известные в Европе русские исторические мотивы: меховые шапки типа боярских, пальто, похожие на тулупы извозчиков, народные орнаменты и вышивки.

Платья по эскизам Л. Бакста.
Платья по эскизам Л. Бакста.

О «Клеопатре» и «Шахерезаде» в Париже знали все – от театралов до таксистов и портье. После закрытия Русских сезонов текстильные фабриканты начали переименовывать свой товар, называя их: «Шахерезада», «Альмея», «Одалиска».
«Шахерезада» стала нарицательным словом, а в Париже даже было создано кабаре под этим названием. Оно оставалось известным более четверти века и, кстати, описано в романе Ремарка «Триумфальная арка».

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике. Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…», —Бакст назвал это откровение философией цвета.

Эскиз Л. Бакста к балету "Клеопатра".
Эскиз Л. Бакста к балету "Клеопатра".

На долгие годы элементами украшения в быту даже у самых простых обывателей остались восточные абажуры с бахромой и диванные подушки, перекочевав когда-то со сцены. Видели такие?

Перед Бакстом распахнулись двери крупнейших театров Европы. Его костюмы открыли новую эпоху развития мировой моды. С ним начали искать сотрудничества знаменитые кутюрье того времени. Он разрабатывал эскизы и для именитых заказчиц. Ими были княгини и балерины Большого театра.

Бакст проповедовал цвет и яркость. Его целью было сделать гармоничной внешнюю сторону жизни, придать красоту и элегантность повседневности. Он писал о современной ему моде: «Нет горячих пятен. Серая муть какая-то. Нечем восхищенно залюбоваться ищущему, “изголодавшемуся” глазу.. А меж тем так хочется радостей, ликования красок не только на картинах, но и в одеждах, во всем человеческом обиходе».

Эскиз Л. Бакста к балету "Голубой бог".
Эскиз Л. Бакста к балету "Голубой бог".

Так Лев Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать интересные факты о русском искусстве и его деятелях.