Сегодняшняя тема, скорее всего, довольно хорошо знакома каждому из вас, возможно вы и сами размышляли над ней, не используя сторонние источники. Для ценителей рок-н-ролла это своего рода посвящение.
Это история противоречивого героя, трагической смерти и возрождения в славе - это история одного человека, который поставил на кон всё, чтобы остаться верным себе.
И это история одной из самых великих песен, которые вы когда-либо слышали. Это истинное значение "Bohemian Rhapsody".
Сначала - фокус. 2 первые секунды песни заставят вас подпевать, а на случай если вы ещё не знакомы с творчеством Queen, вам стоит знать, что "Bohemian Rhapsody" представляет собой вершину рок-экспериментов 70-х.
Песне каким-то образом удаётся преобразовать структуру прог-рока в форму, что стала основным продуктом радио-рока и собирает стадионы по всему миру. Легендарное гитарное соло и культовые тексты, которые идеально подходят друг другу и поражают каждого.
На протяжении многих лет эти тексты оставались загадкой. Гитарист Брайан Мэй неоднократно отказывался комментировать песню, предпочитая оставить фанатам пищу для размышлений и позволить находить свои собственные интерпретации.
Но на DVD диске "Best Queen's Hits" он действительно дал некоторое представление о песне. Он сказал:
Я думаю, что Фредди определённо боролся с проблемами в личной жизни, которые, возможно, решил вложить в песню. Он определённо хотел воссоздать себя.
Ещё один близкий Меркьюри музыкант Тим Райс был более прямолинеен со своей интерпретацией песни. Разговаривая с Лесли Энн Джонс, Тим Райс сказал:
Для меня довольно очевидно, что это был "каминг-аут" Фредди. В ней содержится чёткое послание. Фредди признаёт, что он гей.
Стоит отметить, что тема сексуальной ориентации Фредди Меркьюри не так проста, как может показаться. Сегодня всем хорошо известно, что музыкант не был гетеросексуалом, но насколько открыто он об этом говорил пока неясно.
Также неизвестно, идентифицировал ли он себя как гея или бисексуала. Если честно, это не лучшая тема для спекулирования, поэтому в дальнейшем на протяжении всей статьи мы будем ссылаться на "квир".
Квир — собирательный термин, используемый для обозначения человека, относящегося к сексуальным меньшинствам, т. е. того, чья сексуальность отличается от общественного большинства.
Маловероятно, что это единственный способ понять "Bohemian Rhapsody" - узнать историю в ней, но с этого стоит начать. "Bohemian Rhapsody" открывается сценой сбитого с толку человека, отягощённого ожиданиями общества.
Is this the real life? Is this just fantasy? (Неужто это жизнь? Иль плод фантазии?)
Caught in a landslide, no escape from reality (Вдруг поскользнулся? — то не бег от реальности)
Всем, кто боролся с ощущением странности, инаковости, это чувство, несомненно найдёт отклик. Это может дезориентировать, кажется, что ожидания целого мира отягощают вас.
Но вместо того, чтобы жить под тяжестью, Фредди поёт
Open your eyes, look up to the skies and see (Протри глаза, в небо взгляни, смотри...)
Для Меркьюри искупление можно найти в принятии правды, своей личности. В следующей строчке Меркьюри характеризует самого себя:
I'm just a poor boy, I need no sympathy (Я лишь пацан, на что мне симпатии?)
Because I'm easy come, easy go, little high, little low ( Ведь как пришёл, так ушёл, не взлетал — не упал)
Это говорит о невиновности и беспомощности, которые чувствует Меркьюри в мире, который не знаком с бисексуальностью. Вступ заканчивается повторением беспомощности Меркьюри:
Anyway the wind blows doesn't really matter to me, to me (Ветер дует всяко, что он мне? Что он мне?...)
Вторая часть "Bohemian Rhapsody", которую Меркьюри написал ещё в конце 60-х, за пол десятилетия до релиза самой песни, он взял из песни под названием "The Cowboy Song".
Это довольно подходящее название, учитывая то, что текст этой части играет с мелодрамой и трагедией классического вестерн-фильма. Стоит отметить, что архетип ковбоя нашёл отклик у гомосексуалов.
Ковбои довольно давно представляют модель мужественности, не основанную на сексуальности. Это оставляет место для странности. Однако жизнь ковбоя тоже тяжелая и изолирующая.
Грустная реальность, с которой сталкиваются слишком многие квир-мужчины, живя в гомофобном обществе. Cтроки, которые возникли из-за "The Cowboy Song" наиболее основаны на "Bohemian Rhapsody", они прямо рассказывают историю убийцы, который признаётся в совершённом преступлении своей матери.
Mama, just killed a man, put a gun against his head (Мама, я его убил. Курок сейчас спустил)
pulled my trigger, now he's dead (Свой пистолет, направив в лоб его)
Лирический герой говорит своей матери, чтобы она была сильной, поскольку он готовится встретить свою судьбу - изгнание или петлю. И здесь мы можем поймать нить, связывающую вторую часть со вступлением - нигилизм персонажа перед ветром судьбы.
If I'm not back again this time tomorrow (И если не вернусь к тебе до завтра)
Carry on, carry on as if nothing really matters (То живи, как живёшь — всё ничего уже не значит)
Как и всё в этой песни, в этих строках есть потенциальный двойной смысл. Идея убить человека, приставив пистолет к его голове может также представлять секс с кем-то, особенно учитывая фаллическую форму пистолета.
Признание матери отражает разговор, который большинство квир-людей должны провести со своими родителями и особенно это является проблемой для тех, чьи семьи не принимают их.
Признать свою истинную личность означает убить себя прежнего. В следующих строчках главный герой терзается чувством вины и страха из-за неминуемой смерти. У него мурашки по коже, его тело всё время болит
Too late, my time has come (Поздно. И мне пора)
Sends shivers down my spine, body's aching all the time (Мурашки по спине, боль сковала навсегда)
Goodbye, everybody, I've got to go (Всем до свиданья! Пора идти)
Gotta leave you all behind and face the truth ( Всех оставляю к встрече с правдой я)
С ещё одним прощанием с матерью Меркьюри отправляется навстречу судьбе, охваченный страхом последствий
Mama, ooh, I don't want to die (Мама! Милая! Так смерти не хочу)
I sometimes wish I'd never been born at all (Но иногда жалею, что рождён таким!)
С этими строками начинается легендарное гитарное соло Брайана Мэя. Музыкальный отрывок, который, кажется, представляет собой переход от одного состояние в другое и подводит нас к самой известной части песни - опере.
На первый взгляд этот раздел может показаться полной ерундой и Меркьюри и сам так называл его. Но также Меркьюри был страстным поклонником оперы и при внимательном изучении многие из его отсылок начинают казаться более осознанными и осмысленными.
Вообще часть оперы похожа на суд перед тем, как герой отправляется в загробный мир или возрождается. Скарамуш происходит от комедии делларте, формы итальянского театра, которая развивалась в 16-м столетии.
Комедия делларте состояла из причудливых остроумных сцен, содержащих набор стандартных персонажей, с которыми зрители уже знакомы. Скарамуш был хвастливым клоуном и обманщиком, который часто ссорился с другими персонажами, например, арлекином.
Как и Скарамуш, Арлекин также был клоуном и обманщиком, но вместо того, чтобы быть злодеем, он просто остроумный и смешной, наполненный ненасытным сексуальным аппетитом.
Арлекин - одна из самых знаковых ролей комедии и он давно пережил период расцвета формы. Его чаще всего видят одетым в шахматный узор, наряд, в котором и Меркьюри однажды засветился на сцене в 1977-м.
Эти два персонажа олицетворяют Меркьюри до и после того как он обрёл свою личность. Одна из отличительных черт Скарамуша - его трусость.
Scaramouche, Scaramouche, will you do the Fandango (Скарамуш, хитрый трус, ты "фанданго" спляшешь, да?)
Thunderbolt and lightning, very, very fright'ning me (Молний с громом так боюсь)
Трусливый обманщик Скарамуш - синдром самозванца Меркьюри. Это его старое "я" пытается убедить его отвернуться от себя самого из-за опасения последствий.
Для Меркьюри и других квир-людей последствия связаны с религией. Здесь мы можем найти смысл в повторении имени Галилея. Из-за своих научных открытий он подвергался гонениям со стороны католической церкви. Судьба, знакомая многим.
Galileo.) Galileo. (Galileo.) Galileo, Galileo figaro Magnifico (Галилей ты или кто? Иль фигаро надутое?)
Далее в разделе мы слышим повторение "Bismillah", арабской фразы, означающей имя Бога. Это сказано в ответ на мольбы Меркьюри о том, чтобы всё прошло как можно легче.
Easy come, easy go, will you let me go (Как пришёл, так ушёл — вы меня отпустите?)
Bismillah! No, we will not let you go. (Боже правый! Не позволим мы тебе уйти)
Меркьюри умоляет сохранить ему жизнь и его вечную душу. Оперная часть заканчивается страхом
Beelzebub has a devil put aside for me! (Вельзевул, что дьявол, так и ждёт меня...)
Сам Меркьюри боится, что он будет вечно проклят, что его будут избегать. Это религиозный страх, который возник из-за жизни в мире, где гомосексуалов лишаюли прав на протяжении веков.
Как и Скарамуш и Арлекин, внутренние "я" Фредди сражаются друг с другом на заднем фоне страха и беспокойства. Но в конце концов Меркьюри торжествует и он и его товарищи по группе исполняют взрывные инструментальные партии.
Фредди Меркьюри принимает свою истинную личность и начинается рок. Меркьюри понял, что проблема не в его чудаковатости, это проблема общества. И вместо того, чтобы прятаться от него, Фредди встречается с ним лицом к лицу.
So you think you can stone me and spit in my eye! (Вы способны забросать камнями или мне плевать в глаза?)
So you think you can love me and leave me to die (Вы способны полюбить иль погубить меня, реально, да?)
Зная о предпочтениях Меркьюри, строка об избивании камнями кажется особенно сильно. Это излюбленное наказание авраамических религий на протяжении веков.
Но в конце Фредди решает сопротивляться любим ожиданиям, которые ненавистное общество могло бы иметь. Он решил принять своё истинное "я" и стал иконой.
Последняя часть песни заканчивается началом песни. Фредди Меркьюри поёт
Nothing really matters to me (Ничего не имеет значения)
И хотя слова такие же, но значение у них совершенно другое. Если во вступлении они вызывают страх и угнетают, то в конце это заявление о мире и свободе.
Меркьюри понял, что в конце концов люди не изменятся, и его собственная личность не собирается меняться, так что нет смысла жить в страхе. Вооружившись этими знаниями, Фредди Меркьюри завершает своё великолепное преобразование и восхождение к рок-божественности.