Алексея Иванова я люблю давно и сильно. Эта любовь началась не с первых слов "Сердца пармы", но где-то странице к десятой чудной язык, изобилующий словами, значение которых раскрывалось автором неспешно и органично, поглотил меня с головой. Примерно как в книги Фолкнера нужно погрузиться и позволить нести себя потоку его речи, так и исторические книги Иванова требовали поначалу некоторого сосредоточения, после которого оставалось только плыть по течению.
Обратите внимание: я говорю о его исторических произведениях, а не о современных романах или современном же магическом реализме, о дилогии "Дэнжерологи", изданной под псевдонимом. Они значительно более обыденны, а впечатляют куда меньше. Это, правда, оставляет нам фактически только два романа, уже помянутое "Сердце пармы" и "Золото бунта". И только написав дилогию о покорении Сибири, Иванов расширил этот список.
Книга обозначена автором как "роман-пеплум", а пеплум, как мы знаем, это название околоисторических костюмных фильмов, которыми был богат Голливуд периода своего первого золотого века. Богато, с размахом и местами даже по мотивам реальной истории. В отношении связи с реальностью мне "Тобол" оценить трудно, но язык романа действительно очень ярок и кинематографичен, он изначально писался так, что его хочется экранизировать и автор прямо сразу рассказывает, что именно и как именно надо показать. Иванов перестал играть с архаизмами и чужими словами, и читать книгу проще, чем его предыдущие исторические вещи, но хуже она от этого не становится и ощущение правдивости происходящего тем не менее есть.
Кстати, снятый по мотивам романов фильм и сериал я не смотрел, и знаю про него только то, что Иванов убрал своё имя из титров этой ленты. С экранизациями автору вообще не везёт - например, фильм "Царь", который снимался по его тексту "Летоисчисление от Иоанна", тоже в итоге превратился во что-то далёкое от авторского замысла.
В случае же с "Тоболом", как я понимаю, замысел в общем остался, просто оказался превращён в набор картинок и сцен в некоей комиксовой манере. Иванов всё же настоящий писатель, его герои имеют мотивацию и характер, сюжет имеет логику, а всё происходящее вместе - определённую опору в исторической реальности. "Тобол" в этом плане ничуть не хуже того же "Сердца пармы", только его родную Пермь сменила ещё более суровая Сибирь.
Мотивы и идеи же остаются теми же, что терзали Иванова в его прежних исторических работах. Это методичный процесс покорения дикого фронтира русскими колонистами, сильно не всегда мирный и интернационально-дружественный, и сильно часто неприятно похожий на покорение американцами великих индейских равнин. Это медленное угасание местного населения под экономическим и культурным давлением пришельцев с Запада. Это процесс борьбы христианства и язычества, процесс, в котором языческие духи и боги отчаянно сопротивляются, но обречены на неминуемое поражение. Это религиозные споры внутри православия, споры в которых за веру раскольники тоже готовы идти на смерть, потому что шансов победить государственную машину у них нет. Это противостояние человека и природы, противостояние самое тяжёлое, в котором человек всё равно оказывается победителем и несмотря ни на что строит в Тобольске самый поздний и самый восточный русский кремль, не имеющий практической ценности, но становящийся символом однозначной победы цивилизации.
При этом у "Тобола" есть, конечно, и своя специфика. В качестве важных акторов истории введены взятые в плен под Полтавой шведы, которые смотрят на всё как бы со стороны, поскольку для них всё происходящее вокруг суть экзотика и дичь. Не обошлось без больших геополитических и шпионских игр, и прямого вооружённого противостояния Российской Империи и диких джунгарских орд. Ну и, конечно, в романе о петровском времени нельзя обойтись без самого Петра, который рубит окно в Европу, а вокруг летят щепки. Персонажей тоже кидает, как щепки, всех, и шведов, и русских, и раскольников, и мусульман, и монахов, и алчного "хозяина Сибири" князя Гагарина.
В общем получилось в хорошем смысле традиционное для Иванова масштабное, красивое и интересное полотно, можно сказать, эпическое. В целом реалистичное, хотя и не без опять же обычных фэнтези-деталей, духов и артефактов, вроде кольчуги Ермака. Что любопытно, если вы ещё не читали ни одной книги этого автора, то это, наверное, лучший вариант для начала знакомства с ним. А познакомиться с его книгами я, сами понимаете, вам настоятельно советую.