Европейская киноакадемия, 2020 год
Победитель:
- Лучший фильм
- Лучший режиссер (Томас Винтерберг)
- Лучшая мужская роль (Мадс Миккельсен)
- Лучшая работа сценариста (Томас Винтерберг, Тобиас Линдхольм)
.
О методах разбора и теорию можно прочесть по ссылке.
.
АНАЛИЗ ТЕМЫ
.
1 акт.
Тема: «Если утратил радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, их больше не обрести, алкоголь усугубит положение».
Контртема: « Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность, молодецкий взгляд на мир, можно обрести, если пить алкоголь»
Внутренний конфликт главного героя (Мартина) отчасти состоит из противоборства темы и контртемы .
2 акт.
Тематический вопрос: Возможно ли обрести радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, если пить алкоголь?»
Столкновение темы и контртемы.
3 акт.
Ответ: «Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир обрести можно, но нужно вести гармоничный образ жизни и пить алкоголь в меру».
.
СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ
(на основе 15 пунктов Снайдера и 6 ступенях Майкла Хейга)
.
I этап. Экспозиция.
.
1. Открывающая сцена (с 1 мин.)
Темный экран. Стих Кьеркегора о любви и юности.
Из затемнения – Весна. Конкурс среди команд школьников – бег с пивными ящиками вокруг озера. Веселая прекрасная пора. В сцене нет главных героев.
Снова темный экран. Слышно наливание жидкости в бокалы. Как будто кто-то кладёт лед в стакан, размешивает. Название фильма.
.
2. Формулирование темы (мин. 3)
ДИРЕКТРИСА. Я понимаю весело, но у всего должны быть границы.
.
3. Установка (с 4 мин.)
Главные герои – это 4 лучших друга:
Учитель истории Мартин . Женат. Двое детей. Но в семье царят холодные отношения.
Учитель музыки Питер . Холост. Одинок.
Психолог Николай . Женат, богат, трое детей (Деталь . Один из детей страдает ночным мочеиспусканием). Хорошие отношения в семье.
Учитель физкультуры Томми . Холост, рассеян, ленив, живёт с больным псом.
Все герои безэмоциональные, вялые, серые, погруженные в себя и неинтересные. Все пьют алкоголь, кроме Мартина.
Родители учеников выговаривают Мартина за плохую успеваемость их детей.
Мартин делиться с друзьями переживаниями о своей жизни.
Деталь. Мартин пьёт бокал вина и в этот момент начинает плакать.
Внутренне: Жизнь в маске.
По теме: «Если утратил радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, их больше не обрести, алкоголь усугубит положение».
Томми рассказывает, что Мартин увлекался в молодости джаз-балетом – Закладка (в последующем мы увидим танец в исполнении Мартина).
.
4. Катализатор (мин.13)
Николай рассказывает друзьям о мыслителе Финне Скордеруде и о его теории, что людям с рождения не хватает половины промилле для того, чтобы они были счастливыми.
.
II этап. Новая ситуация.
.
5. Размышление (24 мин.)
На следующий день Мартин, находясь в туалете, размышляет над теорией Скордеруда (внутренний конфликт).
Достаёт бутылку алкоголя из сумки, пьёт. Это план А . Внутренне: проблеск возможности жить по-настоящему.
Мартин становится раскрепощенным и веселым. По теме: контртема: « Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность, молодецкий взгляд на мир, можно обрести, если пить алкоголь»
Но так как Мартин немного перепил, у него появились проблемы с речью, не может вести авто. План А провалился.
.
6. Переход ко второму акту (с 28 мин.)
Друзья решают провести эксперимент на основе теории Скордеруда и поддерживать в крови половину промилле алкоголя.
Мартин согласен. Это план B .
Внутренне: Герой движется к своей истиной сути, но не отказывается от ложной идентичности (все еще в маске) .
По теме: тематический вопрос: « Возможно ли обрести радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, если пить алкоголь?»
.
III этап. Прогрессия.
.
7. Второстепенная сюжетная линия:
Робкий ученик Себастьян, который сильно волнуется перед экзаменом. Питер наливает ему выпить, чтобы он стал уверенней.
.
8. Развлечения и приколы:
Комичные ситуации с героями.
Песни, танцы, шутки.
Друзья проводят уроки в школе, находясь в нетрезвом состоянии.
Теперь они выглядят бодрыми, уверенными в себе, ведут уроки с интересом и энтузиазмом, приковывая взгляды учеников. (контртема).
Мартин ужинает со своей женой, у них ладится беседа. (контртема).
Один из учителей находит в школе тайники с бутылками (тема).
Директриса проводит учительское собрание по этому поводу (тема).
Друзья решают повысить дозу алкоголя (контртема).
Авторы на данном моменте указывают о начале 2 ЧАСТИ.
.
9. Поворотная точка, центральная – mid point (49 мин. )
Мартин повышает дозу. Сильно напивается. Приходит в таком состоянии в школу и, стукнувшись о стену, разбивает нос (тема). Внутренне: начинает «вылупляться истинное «Я» героя.
.
IV этап. Усложнение и рост ставок.
.
10. Плохие парни наступают (50 мин.)
Рассказывает ученикам об алкоголиках среди великих людей (возможно, это его оправдание к пристрастию). Мартин немного протрезвев, снова счастлив. Николай замечает это состояние Мартина, тоже повышает дозу.
Совсем короткая сцена; ученица читает цитату: «Стремиться – навеки утратить покой, не стремиться – потерять себя».
Николай счастлив, что повысил дозу (контртема).
Друзья, веселые, играют в футбол.
Мартин со своей семьей катается на байдарках. Занимается сексом с женой Аникой (контртема).
1.05 Николай предлагает снова повысить дозу, тоже в чисто научных целях («Достичь катарсиса») – контртема .
Мартин размышляет (внутренний конфликт), соглашается.
У друзей безудержная пьянка.
Авторы на данном моменте указывают о начале 3 ЧАСТИ.
.
11. Все потеряно (с 1.14 мин.)
Друзья напиваются до умопомрачения. План B провалился.
У Николая случается ночное мочеиспускание, он ссорится с женой (тема).
Мартин, в крови (приём «дуновение смерти» ), на обочине без сознания. Ссорится с женой (тема).
.
12. Душа во мраке (с 1.21 мин.)
Друзья снова напиваются до умопомрачения.
Мартин на рассвете умывается морской водой.
.
13. Переход к третьему акту (с 1.22 мин.)
Друзья решают прекратить опыты над собой и обществом, отказываясь от безмерного питья алкоголя (Происходит самооткровение) - (тема).
Внутренне (Мартин): «вылупляется истинное «Я» героя.
.
V этап. Последние усилия.
.
14. Финал. (с 1.24 мин.)
Томми, утратив силу воли, приходит в школу пьяным – контртема . Друзья по очереди контролируют Томми, чтобы он не пил.
Мартин и Аника на встрече по его инициативе – План С в действии. Внутренне (Мартин): герой готов лишиться всего ради правды.
Решают, как им быть дальше. Мартин признаётся в любви Анике, говорит, что скучает по ней. Аника говорит, что ничего не вернуть, уходит (Деталь . На встрече Аника пьёт бокал вина).
Ученики благодарят Мартина за полученные знания. Мартин рад.
Себастьян сдаёт экзамен, выпив немного алкоголя.
СЕБАСТЬЯН (цитируя Кьеркегора) . Тот, кто осознал себя упавшим, может любить других и жизнь.
Центральный поворотный пункт. Томми кончает жизнь самоубийством.
Проходят его похороны.
Друзья поминают Томми. Кульминация – Идут в ресторан, культурно пьют за Томми. Со слов Николая мы узнаём, что у него наладились отношения в семье. Питер начал встречаться с девушкой. Аника пишет Мартину смс, что скучает по нему.
По теме. Ответ: «Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность, молодецкий взгляд на мир обрести можно, но нужно вести гармоничный образ жизни и пить алкоголь в меру». Синтез темы и контртемы связан с жертвой – смерть Томми.
VI этап. Последствия.
.
15. Заключительная сцена – Развязка (1.48- 1.52 мин.)
Сцена практически идентична открывающей: ученики школы празднуют выпуск, пьют, хулиганят, веселятся. Только теперь с ними главные герои. Мартин исполняет танец в стиле джаз-балета.
Внутренне (Мартин): путь закончен, герой нашел свою судьбу .
.
ПСИХОЛОГИЯ ГЕРОЯ
.
Желание героя – обрести радость жизни, стать уверенней, употребляя алкоголь.
Потребность героя – осознать, что радость жизни можно обрести и вернуть жену не употребляя алкоголь.
Цель героя – чтобы реализовать желание, следует планам А и В.
Чтобы удовлетворить потребность, следует плану С.
Изъян – утра веры в себя.
Итог: желание не сбылось, потребность удовлетворил.