Найти в Дзене
Спасти сценариста

Разбор сценария фильма "Еще по одной" (Дания, 2020)

Европейская киноакадемия, 2020 год

Победитель:

  • Лучший фильм
  • Лучший режиссер (Томас Винтерберг)
  • Лучшая мужская роль (Мадс Миккельсен)
  • Лучшая работа сценариста (Томас Винтерберг, Тобиас Линдхольм)

.

О методах разбора и теорию можно прочесть по ссылке.

.

АНАЛИЗ ТЕМЫ

.

1 акт.

Тема: «Если утратил радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, их больше не обрести, алкоголь усугубит положение».

Контртема: « Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность, молодецкий взгляд на мир, можно обрести, если пить алкоголь»

Внутренний конфликт главного героя (Мартина) отчасти состоит из противоборства темы и контртемы .

2 акт.

Тематический вопрос: Возможно ли обрести радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, если пить алкоголь?»

Столкновение темы и контртемы.

3 акт.

Ответ: «Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир обрести можно, но нужно вести гармоничный образ жизни и пить алкоголь в меру».

.

СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ

(на основе 15 пунктов Снайдера и 6 ступенях Майкла Хейга)

.

I этап. Экспозиция.

.

1. Открывающая сцена (с 1 мин.)

Темный экран. Стих Кьеркегора о любви и юности.

Из затемнения – Весна. Конкурс среди команд школьников ­– бег с пивными ящиками вокруг озера. Веселая прекрасная пора. В сцене нет главных героев.

Снова темный экран. Слышно наливание жидкости в бокалы. Как будто кто-то кладёт лед в стакан, размешивает. Название фильма.

.

2. Формулирование темы (мин. 3)

ДИРЕКТРИСА. Я понимаю весело, но у всего должны быть границы.

.

3. Установка (с 4 мин.)

Главные герои – это 4 лучших друга:

Учитель истории Мартин . Женат. Двое детей. Но в семье царят холодные отношения.

Учитель музыки Питер . Холост. Одинок.

Психолог Николай . Женат, богат, трое детей (Деталь . Один из детей страдает ночным мочеиспусканием). Хорошие отношения в семье.

Учитель физкультуры Томми . Холост, рассеян, ленив, живёт с больным псом.

Все герои безэмоциональные, вялые, серые, погруженные в себя и неинтересные. Все пьют алкоголь, кроме Мартина.

Родители учеников выговаривают Мартина за плохую успеваемость их детей.

Мартин делиться с друзьями переживаниями о своей жизни.

Деталь. Мартин пьёт бокал вина и в этот момент начинает плакать.

Внутренне: Жизнь в маске.

По теме: «Если утратил радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, их больше не обрести, алкоголь усугубит положение».

Томми рассказывает, что Мартин увлекался в молодости джаз-балетом – Закладка (в последующем мы увидим танец в исполнении Мартина).

.

4. Катализатор (мин.13)

Николай рассказывает друзьям о мыслителе Финне Скордеруде и о его теории, что людям с рождения не хватает половины промилле для того, чтобы они были счастливыми.

.

II этап. Новая ситуация.

.

5. Размышление (24 мин.)

На следующий день Мартин, находясь в туалете, размышляет над теорией Скордеруда (внутренний конфликт).

Достаёт бутылку алкоголя из сумки, пьёт. Это план А . Внутренне: проблеск возможности жить по-настоящему.

Мартин становится раскрепощенным и веселым. По теме: контртема: « Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность, молодецкий взгляд на мир, можно обрести, если пить алкоголь»

Но так как Мартин немного перепил, у него появились проблемы с речью, не может вести авто. План А провалился.

.

6. Переход ко второму акту (с 28 мин.)

Друзья решают провести эксперимент на основе теории Скордеруда и поддерживать в крови половину промилле алкоголя.

Мартин согласен. Это план B .

Внутренне: Герой движется к своей истиной сути, но не отказывается от ложной идентичности (все еще в маске) .

По теме: тематический вопрос: « Возможно ли обрести радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность в себе, молодецкий взгляд на мир, если пить алкоголь?»

.

III этап. Прогрессия.

.

7. Второстепенная сюжетная линия:

Робкий ученик Себастьян, который сильно волнуется перед экзаменом. Питер наливает ему выпить, чтобы он стал уверенней.

.

8. Развлечения и приколы:

Комичные ситуации с героями.

Песни, танцы, шутки.

Друзья проводят уроки в школе, находясь в нетрезвом состоянии.

Теперь они выглядят бодрыми, уверенными в себе, ведут уроки с интересом и энтузиазмом, приковывая взгляды учеников. (контртема).

Мартин ужинает со своей женой, у них ладится беседа. (контртема).

Один из учителей находит в школе тайники с бутылками (тема).

Директриса проводит учительское собрание по этому поводу (тема).

Друзья решают повысить дозу алкоголя (контртема).

Авторы на данном моменте указывают о начале 2 ЧАСТИ.

.

9. Поворотная точка, центральная – mid point (49 мин. )

Мартин повышает дозу. Сильно напивается. Приходит в таком состоянии в школу и, стукнувшись о стену, разбивает нос (тема). Внутренне: начинает «вылупляться истинное «Я» героя.

.

IV этап. Усложнение и рост ставок.

.

10. Плохие парни наступают (50 мин.)

Рассказывает ученикам об алкоголиках среди великих людей (возможно, это его оправдание к пристрастию). Мартин немного протрезвев, снова счастлив. Николай замечает это состояние Мартина, тоже повышает дозу.

Совсем короткая сцена; ученица читает цитату: «Стремиться – навеки утратить покой, не стремиться – потерять себя».

Николай счастлив, что повысил дозу (контртема).

Друзья, веселые, играют в футбол.

Мартин со своей семьей катается на байдарках. Занимается сексом с женой Аникой (контртема).

1.05 Николай предлагает снова повысить дозу, тоже в чисто научных целях («Достичь катарсиса») – контртема .

Мартин размышляет (внутренний конфликт), соглашается.

У друзей безудержная пьянка.

Авторы на данном моменте указывают о начале 3 ЧАСТИ.

.

11. Все потеряно (с 1.14 мин.)

Друзья напиваются до умопомрачения. План B провалился.

У Николая случается ночное мочеиспускание, он ссорится с женой (тема).

Мартин, в крови (приём «дуновение смерти» ), на обочине без сознания. Ссорится с женой (тема).

.

12. Душа во мраке (с 1.21 мин.)

Друзья снова напиваются до умопомрачения.

Мартин на рассвете умывается морской водой.

.

13. Переход к третьему акту (с 1.22 мин.)

Друзья решают прекратить опыты над собой и обществом, отказываясь от безмерного питья алкоголя (Происходит самооткровение) - (тема).

Внутренне (Мартин): «вылупляется истинное «Я» героя.

.

V этап. Последние усилия.

.

14. Финал. (с 1.24 мин.)

Томми, утратив силу воли, приходит в школу пьяным – контртема . Друзья по очереди контролируют Томми, чтобы он не пил.

Мартин и Аника на встрече по его инициативе – План С в действии. Внутренне (Мартин): герой готов лишиться всего ради правды.

Решают, как им быть дальше. Мартин признаётся в любви Анике, говорит, что скучает по ней. Аника говорит, что ничего не вернуть, уходит (Деталь . На встрече Аника пьёт бокал вина).

Ученики благодарят Мартина за полученные знания. Мартин рад.

Себастьян сдаёт экзамен, выпив немного алкоголя.

СЕБАСТЬЯН (цитируя Кьеркегора) . Тот, кто осознал себя упавшим, может любить других и жизнь.

Центральный поворотный пункт. Томми кончает жизнь самоубийством.

Проходят его похороны.

Друзья поминают Томми. Кульминация ­– Идут в ресторан, культурно пьют за Томми. Со слов Николая мы узнаём, что у него наладились отношения в семье. Питер начал встречаться с девушкой. Аника пишет Мартину смс, что скучает по нему.

По теме. Ответ: «Радость жизни, любовь к своему человеку, уверенность, молодецкий взгляд на мир обрести можно, но нужно вести гармоничный образ жизни и пить алкоголь в меру». Синтез темы и контртемы связан с жертвой – смерть Томми.

VI этап. Последствия.

.

15. Заключительная сцена – Развязка (1.48- 1.52 мин.)

Сцена практически идентична открывающей: ученики школы празднуют выпуск, пьют, хулиганят, веселятся. Только теперь с ними главные герои. Мартин исполняет танец в стиле джаз-балета.

Внутренне (Мартин): путь закончен, герой нашел свою судьбу .

.

ПСИХОЛОГИЯ ГЕРОЯ

.

Желание героя – обрести радость жизни, стать уверенней, употребляя алкоголь.

Потребность героя – осознать, что радость жизни можно обрести и вернуть жену не употребляя алкоголь.

Цель героя – чтобы реализовать желание, следует планам А и В.

Чтобы удовлетворить потребность, следует плану С.

Изъян – утра веры в себя.

Итог: желание не сбылось, потребность удовлетворил.

Способы поддержки канала: поставить лайк; сделать репост; подписаться на группу Вконтакте, на телеграм-канал; задонатить, нажав на кнопку "Поддержать". Спасибо за внимание!